Вы здесь

Свердловская область. Алексей Молотков: Сельское хозяйство не может нормально развиваться, если нет земельного ресурса

Перейти к полной версии/Вернуться

Не самая благоприятная сельскохозяйственная обстановка на Среднем Урале ни для кого не является секретом. Представители областного министерства сельского хозяйства неоднократно заявляли о том, что Свердловская область не в состоянии полностью обеспечить себя необходимым объемом сельхозпродукции. Причин такой, по сути, несвойственной для экономически благополучного региона ситуации две – не способствующий процветанию сельского хозяйства климат и недостаточное количество качественных сельхозугодий. Вместе с тем, на сегодняшний день на территории Свердловской области существует несколько сотен тысяч гектаров невостребованных сельхозземель, которые фактически не имеют владельцев и, как следствие, не используются по целевому назначению. Вот и получается, что Средний Урал не в состоянии себя прокормить, в то время как поля и пастбища остаются заброшенными.

Специалисты областного министерства по управлению госимуществом в этом случае уповают на несовершенство законодательной базы, не позволяющей оперативно и в больших количествах возвращать в оборот и в собственность областного правительства те земельные участки, которые в свое время были выделены свердловчанам, но длительное время не используются. Свердловские чиновники решили бороться с этой проблемой и ни много ни мало предлагают внести серьезные изменения в федеральное законодательство. О том, сколько тысяч гектаров земли и почему остаются не вовлеченными в сельхозоборот, какие изменения необходимо внести в федеральное законодательство и когда областные власти смогут быстрее закреплять свои права за бесхозными участками, рассказал министр по управлению государственным имуществом Свердловской области Алексей Молотков.

«Сельское хозяйство не может нормально развиваться, если не имеет нормальной материальной базы, то есть земельного ресурса. Примерно два года назад было совещание у губернатора с приглашением меня и министра сельского хозяйства Сергея Чемезова. К тому времени действовали поправки в 101 Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Вы, наверное, помните, что когда приходила процедура акционирования предприятий, сотрудникам выдавались ваучеры, по которым они имели право поучаствовать в приватизации и приобрести свою долю. Было принято решение выделить работникам сельхозпредприятий земельные участки. С 1990 по 1993 годы 250 сельхозорганизаций расформировали и выдали крестьянам участки. 150 тысяч человек получили свидетельства на земельные доли.

Сейчас проводятся проверки всех сельскохозяйственных земель. К сожалению, по разным причинам удается проверить только 20–22% земель сельхозназначения. По итогам проверок получилось, что неиспользуемыми остаются порядка 69,2 тысячи гектаров, в том числе 53,7 тысяч гектаров пашни. Учитывая, что проверяются не все земли, эту цифру надо умножать на 4,5–5. Таким образом получается, что не используется по сельхозназначению примерно 310–320 тысяч гектаров.

Процедура возврата земель в рамках 101 федерального закона и сопутствующего постановления свердловского правительства сейчас очень громоздкая. Для того чтобы начать работу, необходимо в муниципальных образованиях составить список невостребованных земель. Потом все подобные списки поступают в наше министерство, мы их формируем и отправляем в «Областную газету» для публикации. После этого, в течение трех месяцев, мы работаем с заявителями, которые решают воспользоваться своим правом на собственность пая, и в течение трех месяцев формируем земельный участок по оставшимся спискам. После этого, за счет бюджетных средств мы проводим конкурс среди организаций по межеванию земельного участка, по постановке его на кадастровый учет и после этого подаем исковое заявление в суд для признания права собственности области на сформированный участок. В идеале эта процедура занимает один год. Затраты на это средств областного бюджета каждый год составляют примерно 10–15 млн. рублей.

Однако после того как принято решение о начале судебного разбирательства некоторые граждане на момент рассмотрения нашего заявления подают заявление на востребование права на свой пай. Естественно, если появился заявитель, суд наше исковое заявление отклоняет, и мы опять приходим к исходной точке, по новой межуем земельный участок, по новой готовимся к судебному производству. Такая процедура может длиться до бесконечности. Таким образом, пока мы зарегистрировали право Свердловской области на 1 тысячу 811 гектаров земли, на сегодняшний день уже получили свидетельство на 513 гектаров земли.

В связи со всем этим мы предлагаем внести изменения в 101 федеральный закон. Мы предлагаем внести изменения, признание за субъектом первоначальной собственности доли земли без выделения ее, что называется, в натуре. И только после того как право области на землю будет признано, будет формироваться непосредственно земельный участок. Таким образом, мы не будем постоянно тратить деньги на формирование земельного участка, межевание, на постановку на кадастр. Теперь мы предлагаем, чтобы субъекты получали ее в собственность до этого. Помимо этого, мы предлагаем внести изменения в Кодекс об административной ответственности – установить ответственность за нарушение сроков, установленных федеральным законов.

За первое полугодие в 52 муниципальных образованиях проведено более 600 проверок, когда они дадут нам всю информацию по невостребованным землям, тогда мы будем более эффективно подавать исковые заявления. Если все предлагаемые нами поправки реализованы, то в конце года можно будет зарегистрировать право собственности примерно на 90 тысяч гектаров. А это очень значительное количество земли.

По информации областного министра сельского хозяйства Сергея Чемезова, уже сейчас есть огромное количество заявок от предприятий и предпринимателей на 71 тысячу гектаров земли. Если удастся, проблему по регистрации права заявки можно полностью удовлетворить.

Таким образом, сейчас мы с министерством сельского хозяйства выносим вопрос в областное законодательное собрание, и заксобрание выходит с законодательной инициативой. Думаю, максимум в октябре-ноябре месяце этот документ должен поступить в Государственную думу».