Как заработать на хлеб с маслом?
Для многих европейских стран потребление сыра - это почти отдельная культура. Россия же пока до этого не дошла, и чем дальше в глубинку, тем культ продукта становится слабее. Но у такого товара, как сыр, всегда были и будут свои поклонники.
Кировским игрокам сырного бизнеса приходится несладко в связи со многими факторами: непредсказуемость скачков цен на сырье, удобное расположение области для соседей, везущих конкурентные сыры на прилавки наших магазинов, сезонность спроса.
История рынка
- В сырный бизнес наше предприятие пришло пять лет назад в роли официального представителя Вожгальского сыродельного завода, - рассказывает Алексей Злобин, индивидуальный предприниматель.
Тогда на рынке ситуация была следующая: предприятия перерабатывающей промышленности сельского хозяйства, в том числе и молочной продукции, находились в очень тяжелых условиях, потому что на тот момент практиковались так называемые «зачетные схемы». Оборот денежной массы был мал, и поэтому предприятиям для своего жизненного обеспечения приходилось расплачиваться продукцией. Компании, поставляющие, к примеру, горюче-смазочные или строительные материалы, получали сыр в качестве расчета. Преследуя цель сиюминутной отдачи, они продавали продукты в городе по значительно заниженной цене. Вот и получалось, что завод пытался продать продукцию по 100 рублей, а «зачетники» реализовали тот же сыр за 80. Поэтому практически все заводы на тот момент переживали такую ситуацию, что производитель не мог продать товар по рентабельной цене.
- Эта проблема привела заводы к выводу, что необходимо организовать базу, которая непосредственно должна заниматься продажей продукции, - завершил предысторию возникновения своего предприятия Алексей Злобин.
Современная рыночная картина изменилась: у производителей и посредников сыро-молочной продукции появились деньги. Правда, по признанию самих игроков, прибыль не велика и становится все меньше, а проблем - все больше, в списке которых высокая конкуренция занимает почетное первое место.
Как поделены молочные реки?
Кто является своего рода монополистом на вятском молочном рынке, ни для кого не станет открытием. Бесспорное лидерство у Кировского молочного комбината, занимающего львиную долю продаж. По словам одного эксперта, этому предприятию никто не составляет конкуренции из-за его масштабов, более высокой технологичности процессов и хорошо продуманной рекламной компании. Яранский и Городской молокозавод (Кирово-Чепецк) делят второе место, Котельничский и Вожгальский - третье.
Но у всех этих молокоперерабатывающих предприятий присутствует некая специфика в производстве. Например, Яранский завод находится на юге области и, реализуя огромные массы молока, тем не менее, не занимается сырами вообще. Похожая ситуация у достаточно крупного Кирово-Чепецкого завода, который хотя и производит сыр, но в малых количествах.
Таким образом, по производству сыра молочные производители, на первом месте оставляя Кировский молочный комбинат, уступают вторые позиции заводу «Янтарь», специализирующемся на производстве твердых и плавленых сыров, и Вожгальскому заводу, делающему ставку на производство твердых сортов.
Но это далеко не все силы, задействованные в борьбе за кировского любителя аппетитного молочного продукта. Если бы местному производителю пришлось делить рынок только с земляками, ситуация в сырном бизнесе была бы намного спокойнее.
«Чужие» сыры
Летняя пора порождает парадоксальную ситуацию: потребительский спрос на сыр традиционно падает, а молока, которое нужно реализовывать, в колхозах становится больше. В итоге происходит застой продукции и затоваривание складов.
Именно летом конкуренция с иногородними производителями ощущается наиболее остро: сыра становится много и у соседей, поэтому в Кировскую область начинается поток дешевой, но в то же время не уступающей по качеству продукции из Татарстана, Башкирии, Удмуртии, Литвы, Белоруссии. «Цены на сыр разительно отличаются: к примеру, Мари-Эльский 45% сыр стоит 115 рублей, аналогичный сорт кировского производителя - 155 рублей», - говорит Ольга Шишкина, коммерческий директор ИП Шалагинов.
- Эти республики могут себе позволить поставлять сыр, который намного дешевле кировского, за счет властей, помогающих деньгами производителям молочной продукции. Из-за этого местные игроки имеют спад в реализации сыров, - рассказывает Алексей Злобин. - В прошлом году, чтобы поддержать местного производителя, на белорусские сыры «накручивалась» пошлины. Но сейчас их обещают снизить вновь, объясняя это нехваткой местной продукции. На самом деле, кировского сыра в области предостаточно. Другое дело, что он не так дешев по сравнению с той же Белоруссией, например.
К осени ситуация обычно нормализуется: республиканские производители остаются на родине удовлетворять повышающийся к зиме спрос, а кировчане начинают брать сыр местного производителя.
На прилавках магазинов можно встретить и европейские сыры: швецарские, голландские, французские и так далее. Но о полноценной конкуренции в этой ситуации судить сложно.
- Сыры премиум-класса в Кировской области не производят - его попросту некому будет покупать, - комментирует Алексей Злобин. - Все сыры, производящиеся европейскими странами, как минимум в полтора-два раза дороже кировских. Но даже местный сыр не каждый кировчанин может купить, а сыр из заграницы могут позволить себе только богатые люди.
Открыть микробизнес
Специалисты сырного бизнеса убеждены: на рынке производства в ближайшем будущем новые игроки не появятся - нет места. На настоящий момент уже достаточно предприятий, которые обеспечивают область данной продукцией в полном объеме. Зато на рынке продаж легко может появиться новая фигура.
По словам Алексея Злобина, оптовые поставки сыров по денежным оборотам и количеству работающих людей на предприятии относятся даже не к малому, а скорее к «микробизнесу». «Чистая прибыль с учетом всех текущих расходов равна всего лишь одному, максимум полутора процентам. Легче всего было начать этот бизнес пятнадцать лет назад - тогда конкуренция была небольшой, а рентабельность доходила и до 100%», - добавляет эксперт.
- Работать с сыром становится с каждым годом все сложнее, особенно это почувствовалось в прошлогодний период скачка цен на сырную продукцию (сыр подорожал почти на 80%). Товар требует все больших вложений, а процент прибыли весьма невелик, - объясняет Ольга Шишкина. - На сырную продукцию нельзя сделать большую наценку, как на рыбу (40-50%), например, или мороженое (до 100%). В среднем наценка составляет 10%, но она варьируется в зависимости от сорта: если вид ходовой - наценку можно поднять, на менее востребованные сорта - снизить, а на дорогие сыры надбавить 10% невозможно, наценка идет намного ниже.
Начинающий предприниматель, задумавший организовать свое сырное дело, может столкнуться в первую очередь с недостаточностью стартового капитала и знаний. «Каждый хочет заниматься бизнесом, но прежде чем вкладывать деньги, стоит все хорошенько просчитывать, адекватно оценить, стоит ли вступать в этот бизнес, иначе в итоге можно потерять все», - советует состоявшийся предприниматель.
Изучив специфику сырного дела и ситуацию на рынке, стоит делать второй шаг: подготавливать помещение под склад и офис. На складское помещение потребуется от 200 квадратных метров, на которых для начала стоит расположить не менее четырех холодильников объемом 6-7 кубов. Один холодильник обойдется в 70-100 тысяч рублей, но можно обойтись оборудованием бывшим в употреблении.
Вполне реально на первых порах работать в условиях города на одной машине. Для развозки товара достаточно транспорта грузоподъемностью 1-3 тонны. Подойдет и «Газель» (грузоподъемность 1,5 тонны), стоимость которой равна около 400 тысяч рублей.
Набор персонала в современных условиях кадрового голода - это проблема, касающегося любой сферы деятельности. Потребуется минимум два ответственных и исполнительных грузчика, грамотный и толковый товаровед, талантливый маркетолог, который будет заниматься постоянным поиском новых покупателей, водитель и механик, желательно в одном лице (в целях экономии водитель-механик может также выполнять функции экспедитора).
Как не заработать дырки от сыра?
- Когда мы начинали десять лет назад заниматься оптовыми поставками сыра, на рынке существовали четыре узкоспециализированные базы, - рассказывает Ольга Шишкина. - Но со временем все больше фирм, которые начинали свою деятельность с другой продукции, стали расширять ассортимент. Естественно, наценки у них были выше, чем у специализированных на сырах базах, но зато они предлагали клиенту комплексный ассортимент. Теперь с каждым годом сыром заниматься все сложнее, конкуренция становится все жестче.
Следующий непростой шаг - заход на высоко конкурентный рынок с уже зарекомендовавшими себя игроками. В этом деле лучшим инструментом исторически считается реклама. И хотя многие «сырники» жалуются на нехватку средств для разработки серьезной рекламной кампании, без нее сформировать доверие к новому предприятию и распространить сведения об уникальности его товара будет проблематично. Чем больше вложения в креативный двигатель торговли - тем, соответственно, лучше.
- Мы входили пять лет назад с небольшим стартовым капиталом - миллион рублей, но до сих пор первоначальные расходы не окупились, - рассказывает Алексей Злобин. - На рынок зайти очень непросто, сегодня игроков в сфере продаж молочной продукции более чем достаточно. Нам удалось попасть на рынок только за счет подписанного договора с Вожгальским заводом, и уже непосредственно работа с производителем вывела нас на тот уровень, на котором мы находимся. Причем, руководитель завода часто делает замечание, что нельзя продавать продукцию только одного производителя; чтобы развиваться, необходимо расширять ассортимент. Мы постоянно думаем над этим. Новичку можно пробиться только за счет предложения широкого ассортимента недорогого, но в то же время качественного товара.
С этим утверждением солидарна и Ольга Шишкина:
- Ассортимент сыров становится с каждым днем все больше. Пару лет назад список наименований продукции умещался на одном прайс-листе. Сейчас различных сортов сыра очень много, но спрос есть на качественную продукцию по самой низкой цене.
Выбрать эксклюзивную нишу не так-то просто. Потребительский вкус на сыр имеет свою специфику, и не каждая новинка сможет полюбиться клиенту из города, где культура потребления сыра еще очень далека от Европейских норм. Пожалуй, стоит сделать ставку не на эксклюзивные вкусы «на любителя», а на производителя и лояльное отношение к торговой марке.
Прогноз: сыр станет недоступен?
По данным Кировстата, потребление сыра и брынзы за последние три года выросло: в 2005 году за месяц сто человек потребляло 26,8 килограммов, а в прошедшем году аналогичный показатель достиг 30,5 кг.
Не смотря на это, эксперты высказывают сомнения по поводу продолжения увеличения спроса на сырную продукцию.
- Говорят, что благосостояние населения растет. Но по сути оно не успевает за ростом цен на продукты. Сложилась такая ситуация, что сыры стали чуть ли не дороже колбасы. Получить еще более дорогие продукты питания в ближайшее время - реальные перспективы. Это несомненно приведет к снижению покупательского спроса на сыры, - считает Алексей Злобин. - На данный момент во всем мире имеются предпосылки возникновения продуктового кризиса. В принципе, в том году это уже произошло: продукты питания, и молочные продукты в первую очередь, повысились в цене практически в полтора-два раза. Мы имеем полное основание полагать, что цены на продовольственные товары будут продолжать расти в связи с ростом расходов на производство и реализацию продукции. В итоге еще большее количество жителей нашего города и области будут отказываться от потребления сыров.
Мнение Ольги Шишкиной на этот счет более оптимистичное:
- Спрос на сыр никогда не уменьшается - это очень ходовой продукт. Даже в период повышения цен востребованность сохранялась. Конечно, продажи упали, но это наблюдалось только по опту. Розница как покупала сырную продукцию, так и продолжает ее закупать в магазинах.
_________________________________________________________________
«Сырная» доля
По данным одной крупной продуктовой кировской сети, долевой процент общей прибыли магазина от сырной продукции не велик. К примеру, в магазине, расположенном в районе завода «Авитек», доля «сырного» дохода составила за прошедший месяц всего 0,75%. Для сравнения: колбасная продукция принесла магазину 13% от общего дохода, вино-водочная - 15%. Продмаркет в юго-западе заработал на сыре 2,6%, в районе центрального рынка - 2,8%, а магазин неподалеку от Театральной площади - 3,7%.
Придет ли время «сырных» магазинов?
На российском рынке сыра возможны изменения. До конца текущего десятилетия может быть зафиксирован рост небольших специализированных магазинов. Но это возможно только в том случае, если норма потребления горожанами сыра начнет приближаться к европейским показателям - от 16 и до 20 кг. Кировчане пока отстают в разы, в среднем употребляя 3 кг сыра в год, жители области - 1,2 кг.