Вы здесь

Почему фермер оказался в центре почти детективной истории

Перейти к полной версии/Вернуться

«Когда у нас было 100 га земли, на нас никто не обращал внимания. Теперь у нас 5 тыс. га – и нам не дают работать!», – говорит Михаил Бачище, фермер из Быстроистокского района. С весны этого года ему приходится участвовать в нескольких судебных разбирательствах. Оппонентом фермера в них неизменно выступает некий Армен Алоян. Михаил Бачище считает, что кто-то пытается выбить из-под него арендованные земельные паи. Пайщики же предполагают, что за всеми играми стоит «человек из администрации района», а г-н Алоян в них лишь посредник.

"Горячая пора началась, за нами люди, а мне приходится заниматься бумажными делами", - говорит Михаил Бачище. Фото Дмитрия КУДРЯВЦЕВА.
Куртка замшевая! Три!

Началась быстроистокская история 8 мая. В этот день в село Новопокровка из Бийска приехали представители частного охранного предприятия «Русский щит». Они были наняты Арменом Алояном, уверяют жители села. Охранники закрыли склад, в котором крестьянское хозяйство Михаила и Валентины Бачище хранило 260 тонн семенного зерна, и начали нести вокруг объекта ратную службу. Армен Алоян предъявил документ – свидетельство о госрегистрации права собственности на склад – и потребовал, по словам фермера Михаила Бачище, заплатить арендную плату в размере 300 тыс. рублей. У Валентины Бачище на руках был другой документ – договор хранения склада, заключенный между крестьянским хозяйством и администрацией Новопокровского сельского совета.

«В 2003 году завершилась процедура банкротства сельхозпредприятия «Новопокровское». Часть имущества в ходе конкурсного управления не была реализована (в том числе и склад). По закону она должна перейти на баланс сельской администрации. Но в тот момент у муниципалитета не нашлось средств, чтобы оформить документы на право собственности. Таким образом, у главы сельсовета оказалось только письмо конкурсного управляющего и акт приема-передачи», – рассказал «ВД» юрист Сергей Тимченко, который представляет интересы Бачище. Чтобы склад не растащили, как это часто бывает с неиспользуемыми строениями в деревнях, администрация села передала его на хранение фермерскому хозяйству.

В то же время на осколках «Новопокровского» был организован СПК «Покровское». У него образовался долг в 1,9 млн. рублей перед фирмой «Нортех». Последняя уступила право требования долга Армену Алояну. Он в свою очередь подал иск в Быстроистокский районный суд о взыскании задолженности с предприятия «Покровское». В суде было подписано мировое соглашение между СПК и Арменом Алояном. В редакции имеется копия этого соглашения, в котором через точку с запятой перечислено имущество предприятия «Покровское», переданное истцу. За 1,9 млн. рублей (с набежавшими процентами – 2,1 млн. рублей) Армену Алояну было отписано 48 тракторов, 19 комбайнов, 40 автомобилей и т. д.. В целом он получил ни много ни мало 220 единиц техники, сельхозорудий, оборудования и другого имущества. Также через точку с запятой в документе указано: склад металлический – 1 шт., склад каменный – 3 шт. В свидетельстве о праве собственности на каменный склад указана площадь в 705 кв. метров . Кроме того, Армен Алоян заявил, что зерно в помещении принадлежит ему. «У меня есть счет-фактуры от 5 мая на покупку семян в фирме «Витязь», – сказал он «ВД» в ходе телефонного разговора, посоветовав не вмешиваться в эту историю.

Однако жители села во время визита сотрудников «ВД» в Новопокровку уверяли, что видели, как осенью фермер Бачище завозил зерно на склад. «Весной у нас смывает мост через реку Ануй, за которой находятся почти все поля наших фермеров. Пока его не восстановят, сеять проблематично. Приходится объезжать 30 км . А склад как раз находится за рекой», – пояснила Галина Чепрасова, владелица земельной доли. «Причем он не каменный, а шлакоблочный. И площадь у него не 705, а 600 «квадратов». Каменный же склад стоит в нескольких метрах от нашего хранилища», – недоумевает Михаил Бачище.

И был штурм

Вся эта коллизия развернулась во время посевной кампании. «Мы обращались в быстроистокскую администрацию, в районную прокуратуру, в Главное управление сельского хозяйства края, а дело не двигалась с мертвой точки», – продолжает Михаил Бачище. После полученных формальных ответов письма мы начали направлять на имя губернатора, а также на уполномоченного по правам человека в СФО и в Министерство сельского хозяйства России. Но все просьбы вновь переадресовывались в краевые ведомства, которые предоставляли участникам спора один вариант – обращаться в суд.

И тут случилось самое удивительное по меркам сегодняшнего села. Люди, которые сдали свои паи в аренду хозяйству Валентины Бачище, вступились за местного сельхозпроизводителя. Они организовали инициативную группу и начали ходить по кабинетам местных чиновников и правоохранителей. «Нам не дали даже организовать пикет возле районной администрации. Милиционер в последний момент сослался на то, что мы не указали свои паспортные данные», – возмущается Надежда Ненашева, представитель инициативной группы. В то же время люди Армена Алояна начали вывозить зерно из опечатанного помещения. И жители села решили пойти на крайние меры – взять семенной материал штурмом.

«Один из охранников Алояна приковал себя наручниками к дверям хранилища. Кое-как мы с ним справились и начали выносить пшеницу мешками» – фрагмент из почти детективной истории, произошедшей в Новопокровке 20 мая, рассказала «ВД» участница событий Наталья Кырчанова. С отсрочкой почти в две недели фермеру удалось провести посевные работы. А разбирательства продолжились в суде. Районная Фемида оказалась на стороне Армена Алояна. 20 августа Алтайский краевой суд рассмотрит кассационную жалобу Михаила Бачище.

Все только начинается

Августовское заседание наверняка не поставит точку в отношениях между хозяйством и Арменом Алояном. 31 июля в Быстроистокском районном суде состоялось предварительное заседание еще по одному делу, открытому по инициативе г-на Алояна. Он вновь подал иск на хозяйство Валентины Бачище. И опять ему передано право требования долга, только уже от другого юридического лица. Заместитель директора по производству «Быстроистокского маслосырзавода и крестьянства» (БМСЗиК) Анатолий Лудцев так объяснил уступку долга: «Когда Армен Алоян оказался владельцем техники СПК «Покровское», мы частично начали ее выкупать. Но полностью не рассчитались. Потом он сказал, что станет требовать с Бачище долг за склад. Мы ему сказали: «Хорошо, давай мы с тобой рассчитаемся. У фермера есть долг перед нами. Вот и требуй все сразу». Алоян согласился, ведь у него есть определенный коммерческий интерес».

«Валентине Бачище вменяется то, что она якобы должна БМСЗиК (а теперь Армену Алояну, которому «передан» долг) 25 тонн пшеницы. Никаких отношений у хозяйства с заводом никогда не возникало. Истец заявляет, что договоренность была устной. В суде якобы имеется пять счет-фактур, подписанных в 2006 году водителями Валентины Бачище, которые возили в крестьянское хозяйство зерно с маслосырзавода», – говорит юрист Сергей Тимченко.

Редакции не удалось найти прямых доказательств того, что в Быстроистоксом районе кто-то пытается через Армена Алояна выбить землю у фермера. Не удалось также найти подтверждение мнению г-на Алояна о том, что хозяйство Валентины Бачище не рассчитывается с пайщиками за аренду земли. «Ни одного такого человека в селе нет», – в один голос заверили Екатерина Зверева и Валентина Анишкина, жительницы Новопокровки.

С другой стороны, сам глава района Сергей Коробов, по словам пяти пайщиков, предлагал им передать земельные участки в аренду БМСЗиК. «Но мы отказались. Маслосырзавод не платит как следует аренду. А Мишу Бачище мы давно знаем, и он нас никогда не обманывал», – высказала свое мнение Надежда Ненашева.

Добавим, что во время командировки в Быстроистокский район мы обнаружила два любопытных факта. Во-первых, когда в приемной БМСЗиК мы спросили, как найти руководителя этого предприятия, нам сказали, что Сергей Иванович Коробов отсутствует. На уточняющий вопрос, какую должность занимает г-н Коробов, нам сообщили, что он – исполнительный директор маслосырзавода. Во-вторых, на территории БМСЗиК был припаркован легковой автомобиль УАЗ с госномером Р 163 РР, что свидетельствует о принадлежности машины к администрации района (фото есть в распоряжении редакции. – Прим. «ВД»). Сейчас районная прокуратура проверяет, сколько должностей в действительности занимает Сергей Коробов.

Елена ГУРЬЕВА