Мороженое резко подорожает, обещают отраслевые лоббисты. Рост цен на сырье сопровождается ограничением поставок.
Цены на мороженое в июне резко вырастут, предупреждают участники рынка. Стоимость, по их оценкам, возрастет на 7−8%. «Когда именно поднимать цены, решит каждая организация самостоятельно. Но обычно это бывает в начале лета», — говорит генеральный директор Союза мороженщиков России Валерий Елхов. По его словам, в прошлые годы рост цен происходил ступенчато: сначала цены несколько повышались в марте-апреле, а потом непосредственно перед сезоном — в мае-июне.
«Рынок в этом смысле практически гармонизировался, и, по нашим предположениям, он с точки зрения ценообразования должен был быть стабильным. Но вмешиваются другие факторы», — говорит Валерий Елхов.
По его словам, рост цен на мороженое также обеспечивается ростом цен на внутренних рынках из-за ограничений поставок сырья. «В настоящее время есть проблема — ограничение поставок сливочного масла и сухого молока», — заявил глава Союза мороженщиков. «Нам сказали, что это временные трудности, поэтому они несильно скажутся на ценах. Но в какой-то мере это все равно отразится», — объяснил он.
Объем розничных продаж мороженого в России в 2009 году снизился на 6,2% по сравнению с предыдущим годом и составил 341 тыс. тонн. В 2010−2014 годах натуральный объем продаж продолжит падать на 2−4% в год. В 2008 году рост объема розничных продаж в стоимостном выражении из-за резкого повышения цен достиг пика и составил 18,5%. По оценкам экспертов, в 2010−2014 годах объем розничных продаж продолжит рост только за счет повышения розничных цен на мороженое. Согласно исследованиям рынка, доля потребителей мороженого (людей, которые едят его не реже чем один раз в полгода) в России находится в пределах 53−56% от всего населения страны — 79−81 млн человек. Один потребитель съедает в год в среднем 4−4,5 кг мороженого. Уровень потребления мороженого в России достиг пика в 2007 году. В этот период потребление на душу населения составило 2,55 кг, а на потребителя — 4,61 кг. В 2008−2009 годах потребление мороженого в России падало.
По мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, одномоментное повышение цен на 7−8% вписывается в ориентиры по инфляции. «Этот показатель достаточно близок к ожидаемому уровню инфляции, может быть, чуть выше», — говорит он. «По крайней мере относительно молока, которое занимает значительную долю себестоимости», — объясняет Максим Клягин. «Влияют принятые меры взаимодействия между производителями сырья и переработчиками конечной продукции, в частности, они договариваются о снижении сезонности за счет сохранения стабильных закупочных цен на уровне 10−12 руб. за литр молока», — заключил аналитик.
По данным Союза мороженщиков России, объемы производства мороженого и замороженных десертов в России в апреле 2010 года выросли на 18,7% по сравнению с январем-апрелем 2009 года.
Согласно исследованиям компании «Бизнес Аналитика», лидирующими игроками по продажам мороженого в 2009 году стали: «Нестле», «Юнилевер-Инмарко», «Айсберри», «Талосто», «Русский холод». Суммарная доля этих компаний на рынке в прошлом году составила 61%. Производители мороженого не прокомментировали свою ценовую политику.