Вы здесь

Центральная Азия. Угроза продовольственного кризиса не знает границ

Перейти к полной версии/Вернуться

Севооборот

Именно так в сельскохозяйственной практике называется период, в течение которого культуры и пар в установленной последовательности проходят через каждое поле. На экономическом интеграционном поле Центральной Азии, всем известно, основную нагрузку в плане обеспечения коллективной продовольственной безопасности сегодня несет Казахстан. Он ведущий поставщик зерновых и муки в регионе. А под паром, образно говоря, находятся Таджикистан и Кыргызстан, которым пока требуется время на восстановление своего экономического плодородия.

Однако угроза мирового продовольственного кризиса смешала все карты. Повальный рост цен на продукты питания и взлетевшая к небу инфляция побудили правительства государств региона пересмотреть экономические показатели развития в сторону снижения, сбавить темпы интеграции. На внезапно обострившуюся проблематику обеспечения продовольственной безопасности в каждой стране отреагировали по-своему.

Оснований для тревог нет

Рост цен на продовольствие и в первую очередь хлеб в Казахстане в сентябре-октябре прошлого года стал настоящим шоком не только для рядовых потребителей. Такого никто не предвидел! Тем более что самая экономически развитая республика Центральной Азии получила осенью 2007 года рекордный урожай зерновых в 20,1 миллиона тонн. Ценовой скачок и последовавшая за ним инфляция (18,8 процента в годовом выражении), в частности, были вызваны давлением на внутренний рынок потребительской ситуации в странах СНГ – ближайших экономических партнерах.

«Необходимо разработать конкретные меры и осуществить конкретные действия для отмены административных и других нетарифных барьеров для поставок продовольственной продукции в наши страны. Эти меры должны привести к снижению инфляции и защитить, прежде всего, интересы социально-уязвимых слоев населения стран СНГ», - заявил в этой связи премьер-министр Казахстана Карим Масимов.

Поскольку аграрный потенциал республики не позволял самостоятельно обеспечивать потребности населения в основных продуктах питания, в министерствах индустрии и торговли, сельского хозяйства предложили для защиты внутреннего продовольственного рынка первым делом ввести ограничения на экспорт одних групп продтоваров и снизить таможенные пошлины на импорт других. А также задействовать систему дотаций и налоговых преференций, распространить льготный режим налогообложения по НДС на целый ряд сфер переработки сельхозпродукции. Проявленная со стороны государства готовность поддержать финансами развитие аграрного сектора стала базовым фактором укрепления системы национальной продовольственной безопасности в Казахстане.

Накануне новой сельхозкампании в республике объявили о существенном увеличении посевных площадей – на 700 тысяч гектаров, в том числе по пшенице – на 600 тысяч га. «Если раньше у нас посевная площадь составляла 18,9 млн. гектаров, то в 2008 году по планам, прогнозам областей она будет доведена до 19,6 млн. га. Соответственно, посевные площади зерновых культур будут увеличены до 17 млн. гектаров. В том числе пшеницы - до 13,5 млн. гектаров», - в преддверии весенне-полевых работ информировал общественность вице-министр сельского хозяйства Казахстана Акылбек Куришбаев. «Это самый высокий показатель за последние десять лет, начиная с 1998 года», - сообщил он.

А какой урожай зерновых ожидать в нынешнем сезоне? Оснований для тревог нет, утверждают специалисты. «Урожай зерна должен быть на уровне средних показателей последних пяти лет», - в частности, прогнозируют ситуацию в департаменте земледелия и фитосанитарной безопасности Минсельхоза. «Уборочная еще не закончена. В целом планируем собрать 17 млн. тонн зерна», - заявляют сегодня в аграрном ведомстве республики, выступающей основным экспортером зерновых и муки в регионе.

Кризис развивается по плану

В Туркменистане и Узбекистане, где в сельском хозяйстве традиционно сильны методы командно-административного контроля над производителями, все заботы о противодействии угрозам продовольственной безопасности отнесены к прерогативе самых высоких властей. При отсутствии частной собственности на землю и свободных рыночных отношений регулятивная, в том числе в ценообразовании, а также финансово-кредитная, техническая – сельхозмашинами и оборудованием, ГСМ, удобрениями и семенами – государственная поддержка экспортоориентированных (хлопок) и других агропромышленных секторов носит решающий характер. И все же о стабильном и бездефицитном насыщении прилавков продуктами питания говорить не приходится.

Например, по сообщениям СМИ, при социально низких ценах на хлеб в $0,07 за булку в Туркменистане после завершившейся уборки зерновых мука сегодня за пределами столицы распределяется по карточкам – от четырех до шести килограммов в месяц на человека. Сколько именно хлебов свезено на элеваторы при плане в 1 миллион 600 тысяч тонн – пока остается тайной за семью печатями. А поскольку значительную долю урожая в силу климатических и других условий в основном составляют фуражные сорта, Туркменистану и впредь предстоит импортировать продовольственное зерно из России и Казахстана.

Чтобы обеспечить освоение в сельском хозяйстве современных технологий и техники, увеличить мощности по хранению и переработке зерновых, требуется «гибкая аграрная политика», - об этом президент республики Гурбангулы Бердымухамедов вел речь на июльском правительственном совещании. Как ожидается, ответом на угрозы безопасности станет Программа обеспечения населения продовольствием на 2008-2012 годы. О ее подготовке в конце июля на заседании правительства сообщил министр экономики и развития Гурбанмырат Гурбанмыратов. Возможно, разрабатываемая программа смягчит ныне действующую в аграрном секторе республики систему госзаказов на зерновые и хлопок. И позволит производителям выращивать сельхозпродукцию по своему выбору, сообразуясь прежде всего со спросом на рынке.

В Узбекистане на обеспечение продовольственной безопасности расходуются немалые средства. Например, в прошлом сезоне эта страна была признана крупнейшим импортером муки в мире. В соответствии с прогнозом Международного совета по зерну (International Grain Council, IGC), республика вполне может сохранить за собой эти позиции и в нынешнем году.

Частично затраты на импорт зерновых, муки и других основных продуктов питания компенсирует массовый вывоз из Узбекистана сезонной плодоовощной продукции. С начала этого года аграрии республики уже направили в Россию и Казахстан продовольствия на $11,5 миллиона. При этом для стабилизации цен на внутреннем рынке Узбекистаном завезено продтоваров на $12,6 миллиона. Как сообщают в Ассоциации предприятий оптовой торговли «Узулгуржисавдоинвест» – крупнейшем операторе по заготовке и экспорту плодоовощной продукции, до конца года здесь намерены реализовать потребителям 200 тысяч тонн привозной муки, 35 тысяч тонн растительного масла, 11 тысяч – сахара, более 10 тысяч тонн риса и других продуктов питания на 160 млрд. сумов. Оптовыми предприятиями ассоциации заключены фьючерсные контракты с фермерскими хозяйствами на 20 млрд. сумов. Планируется заготовить для нужд внутреннего рынка 20 тысяч тонн сельхозпродукции. Объем ее экспорта к концу года составит $25 млн. Так что внешние угрозы потребительскому рынку республики в достаточной степени нивелированы.

Мораторий на обед

Продовольственной безопасности Таджикистана урон нанесен минувшей зимой: разразившийся энергетический кризис обернулся производственным коллапсом на предприятиях малого и среднего бизнеса, удорожанием топлива, продуктов питания и промышленных товаров. Из-за гибели по причине климатических катаклизмов раннего урожая плодов и овощей, картофеля многим регионам потребовалась гуманитарная помощь. Между тем республика и в лучшие для себя времена завозила более 60 процентов потребляемого продовольствия – из Ирана, России, Казахстана и Узбекистана. В частности, в рейтинге импортеров муки Международный совет по зерну отводит Таджикистану четвертое-пятое места – наряду с Индонезией. Сегодня горная страна особо нуждается в закупках продовольствия.

Поддержку обещают. Например, в Казахстане: речь об этом шла 19 мая на саммите в Астане президента Таджикистана Эмомали Рахмона и хозяина встречи Нурсултана Назарбаева. Комментируя возможность поставок зерна южной республике, глава Казахстана, в частности, отметил: «Таджикистан – наш сосед. Естественно, мы будем поставлять эти продовольственные продукты. В прошлом году Казахстан поставил Таджикистану 300 тысяч тонн муки и примерно столько же пшеницы. В этом году, когда в Таджикистане в результате экстремальных погодных условий возникла тяжелая ситуация, Казахстан оказал гуманитарную помощь, отгрузив тысячу тонн пшеницы и ГСМ». Кроме того, Нурсултан Назарбаев счел необходимым пояснить: «В настоящее время все соседние страны, в том числе Россия, перестали экспортировать зерно. Это подняло спрос на данную продукцию внутри Казахстана, и Казахстан до нового урожая объявил мораторий на экспорт зерна». «Естественно, после снятия моратория, прежде всего Таджикистану, мы будем поставлять продовольственную пшеницу», - резюмировал на пресс-конференции по итогам саммита казахстанский президент.

Зёрна реформ

В Кыргызстане посевная минувшей весной прошла в условиях аврала. Государство не сумело в полной мере обеспечить фермеров поставками ГСМ по льготным ценам, а кредитные учреждения предпочли не замечать нужд аграриев – по статистике, в республике всего 3 процента кредитов поступает в сельскую местность. Сообразуясь с интересами обеспечения национальной продовольственной безопасности, площади под зерновые в Кыргызстане увеличили на 40 тысяч гектаров – в общей сложности до 400 тысяч га. В Министерстве сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности республики еще в период весенне-полевых работ объявили: недостающий объем зерна правительство будет закупать в Казахстане.

«Если с каждого гектара в Кыргызстане в среднем собрать по 20 центнеров, можно получить 800 тысяч тонн пшеницы. При потребности республики в продовольственном зерне в 1 млн. 100 тысяч тонн остальной объем в количестве 300 тысяч тонн будет восполняться за счет завоза из Казахстана», - заявил журналистам начальник управления науки и развития сельского хозяйства ведомства Асанбек Ажибеков.

Нынешний спад в аграрной отрасли Кыргызстана, с введением частной собственности на землю отданной на откуп мелкотоварным производителям, обусловлен, главным образом, отсутствием всесторонней государственной поддержки. «В Казахстане субсидирование затрат на производство семян всех видов сельскохозяйственных культур и племенных материалов достигает 50 процентов, в России – 40 процентов. А у нас ноль. Отсюда и результаты, получаемые нами», - констатирует факты министр сельского хозяйства Кыргызстана Арстанбек Ногоев. По его словам, в стоимости произведенной аграриями продукции уровень господдержки в России и Казахстане составляет около 10 процентов, Азербайджане и Молдавии – 20, а в развитых странах Запада – до 50 процентов. В Кыргызстане уровень такой помощи, по данным министра, – чуть более одного процента.

Ситуацию пытается улучшить правительство. За последние месяцы объявлено о создании Совета продовольственной безопасности и «Кыргызской агропродовольственной корпорации» с фондом в 1 млрд. сомов (около $30 млн.). Ее деятельность, как заявлено, будет охватывать импорт зерна и муки, мукомольную промышленность, производство хлеба крупными партиями, зерновые и мучные интервенции. Правительство также ссудило 100 млн. сомов (почти $300 тысяч) «Айылбанку» для льготного кредитования платежеспособных фермеров.

Кроме того, президентом подписан «О продовольственной безопасности», который призван расставить все точки над i. Решено, в частности, что Госматрезерв будет закупать у аграриев зерно нового урожая по гарантированной цене – примерно $0,48 за килограмм: это должно стимулировать рост производства зерновых в стране, считают в кабинете министров. Рассматривается и возможность льготного финансирования крупных хозяйств. «Убежден, что важно выстраивать правильную политику преференций и оказывать помощь не просто крупным, а эффективным товаропроизводителям. Для этого необходимо их встраивать в общую политику повышения эффективности сельскохозяйственного производства. В отсутствие этого, к сожалению, правительство будет вынуждено постоянно отрывать для сельского хозяйства все больший кусок от общего денежного «пирога», не получая при этом ожидаемого эффекта», - комментирует ситуацию премьер-министр Кыргызстана Игорь Чудинов.

Балансируя на краю

Угроза продовольственного кризиса не знает границ. Достаточно сказать, что общий объем продовольствия, произведенный в прошлом году странами СНГ, в среднем на 40 процентов уступает объему 1991 года. Одна из причин этого – неразвитость оптовых рынков и агропромышленных бирж в государствах Содружества, а также барьеры в действии товаропроизводящих сетей.

Странам Содружества необходим Комплекс совместных мер по повышению продовольственной безопасности – такая инициатива прозвучала на заседании Совета глав правительств СНГ в Ашхабаде минувшей осенью. «В связи с наметившейся в последнее время тенденцией роста цен на продовольственную продукцию предлагаю выработать общую стратегию стран СНГ по обеспечению продовольственной безопасности», - предложил на саммите премьер-министр Казахстана Карим Масимов. К подготовке этого проекта Межправительственный совет по вопросам агропромышленного комплекса СНГ привлек представителей Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Молдавии, России, Таджикистана и Украины. Документ предполагает формирование согласованной политики и направлен на снижение дисбаланса продовольственных рынков, повышение конкурентоспособности агропромышленных комплексов и достижение продовольственной безопасности каждой страны и Содружества в целом.

Например, в 2007 году уже был составлен совместный прогнозный баланс продовольствия России и Белоруссии. На 2008-2010 годы запланирована разработка аналогичного баланса Таможенного союза Белоруссия - Казахстан - Россия, а далее – баланса ЕврАзЭС. Завершающим аккордом должна стать разработка прогнозного баланса стран Содружества. Сам проект Комплекса совместных мер по повышению продовольственной безопасности СНГ (на основе предложений Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства и Министерства сельского хозяйства Казахстана) будет доработан экспертами и представлен на рассмотрение Совета глав правительств стран Содружества до конца этого года.

Война пошлин

Необходимость обезопасить внутренние продовольственные рынки в условиях роста цен и инфляции обернулась своеобразной войной таможенных тарифов и пошлин на пространстве СНГ. Так, в январе 2008 года Россия установила заградительные пошлины на экспорт зерновых. А в марте и вовсе ввела временный запрет на такие поставки в страны Таможенного союза, куда помимо РФ входят Казахстан, Белоруссия, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан. Причиной послужили опасения реэкспорта зерна третьим странам без уплаты пошлин. Не осталась в стороне – запретила поставки злаковых за рубеж и Украина. А в середине апреля такому примеру последовал Казахстан.

В свою очередь Кыргызстан – единственный в Центральной Азии участник ВТО, торговые границы которого по определению должны быть открыты, – в конце мая вынужденно ввел сезонные таможенные пошлины на экспорт пшеницы, муки, масла растительного и семян подсолнечника. Решение стало ответом на действия соседей, запретивших вывоз этих продуктов в нарушение принципов свободной торговли, закрепленных двусторонними и многосторонними соглашениями. Вот так сиюминутная экономическая выгода взяла на просторах СНГ верх над целями интеграции. Причем стороны практически не пытались разрешить конфликт интересов путем переговоров и согласованных действий таможенных служб. Хороший урок на будущее.

Призрачно все в этом мире бушующем

А так ли она реальна, угроза всеобщего продовольственного кризиса? Или зерновые на мировом рынке вдруг покинули стабильный в течение многих лет ценовой коридор по причине умелых спекуляций? «Производство пшеницы в мире в 2008-2009 годах впервые за четыре сезона превысит спрос, что позволит существенно пополнить ее переходящие складские запасы», - например, прогнозируют эксперты Международного совета по зерну. По их мнению, сбор зерновых увеличится в нынешнем сезоне по сравнению с прошлым годом на 7 процентов и достигнет рекордного уровня - 645 млн. тонн. Это намного выше рекорда 2004-2005 годов (627 млн. т) и с легкостью превышает мировой спрос на пшеницу (610-620 млн. т). А значит, снизятся и мировые цены на зерно, и даже при увеличении закупок на рынках, уверены эксперты, спрос не превысит предложение.

Засуха 2007 года вызвала краткосрочный дефицит из разряда тех, что случаются регулярно, а затем ценовой пузырь был раздут паническими разговорами о росте потребления в Китае и производстве биотоплива, - в свою очередь, считает автор доклада «Будущее падение цен на продовольствие», главный экономист банка ING Чарльз Робертсон. По его мнению, рост мировых цен на продовольствие вызван именно спекулятивными факторами. И потому осень 2008 года принесет падение котировок.

В странах Центральной Азии прошлогодние подорожание продуктов питания и инфляция стали фактором для пересмотра национальных экономических приоритетов в пользу поддержки сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности, порой в ущерб налаженным в регионе связям. Куда пойдет хлебный урожай-2008 и по каким ценам? Не приведет ли падение мировых котировок к новому витку инфляции и экономическим потрясениям в регионе? Каким быть грядущему севообороту, продиктует осень.

Источник: