Вы здесь

Тверские буренки взывают о помощи

Перейти к полной версии/Вернуться

В России обмелели молочные реки - их засыпали заморским сухим порошком
Ситуация, сложившаяся в животноводческой отрасли нашей страны, уже в ближайшие годы может коснуться каждой российской семьи, потому что настоящее цельное молоко и производные из него продукты в лучшем случае станут большинству из нас не по карману, в худшем - вообще исчезнут с прилавков многих магазинов. К сожалению, это не преувеличение, просто такова тенденция. И недавний скачок цен на молочную продукцию - серьезное тому подтверждение.
Меньше всего в этом виноваты сельхозпроизводители: на фоне роста цен в магазинах на молочную продукцию, закупочные цены на молоко снизились для них более чем на 30%. Не лучше обстоят дела и у переработчиков, перед которыми стоит реальная угроза лишиться статуса госзаказчика, а значит, и полагающихся по нему государственных субсидий. Только сначала года из-за обвала цен на молоко они потеряли треть от предполагаемой выручки.

Россия без молока
В Тверской области без региональных субсидий на молоко во втором полугодии может остаться почти половина его производителей. Аналогичная ситуация сложилась и в других российских регионах. К примеру, в Новосибирской области молоко вообще спаивают скоту или выливают в выгребные ямы, потому что местные предприятия, занимающиеся переработкой, отказались его принимать, ссылаясь на переизбыток сырья.
В Алтайском крае из-за низкой закупочной цены на молоко и обязательств по кредитам во многих хозяйствах были вынуждены пустить стадо под нож.
Власти Татарстана, где за первое полугодие цены на молочное сырье снизились с 12 до 6-6,5 рублей за 1 кг, пошли на кардинальные меры и установили нижний ценовой предел - 8 рублей за кг.
Администрация Краснодарского края обвинила 11 иногородних производителей масложировой и молочной продукции в поставках некачественной продукции и грозит снять их товар с полок. А депутаты краевого Заксобрания приняли постановление, в котором говорится о необходимости сократить поступление в магазины молочной продукции из других регионов. Такая защита местных производителей время от времени возникает в разных регионах, там, где падают продажи местных компаний.

Спасут ли коров субсидии?
Администрация Тверской области также не осталась равнодушной к ситуации, которая сложилась в большинстве хозяйств вне зависимости от их формы собственности, и предприняла меры по поддержке сельхозпроизводителей. По сравнению с прошлым годом ставки субсидии из областного бюджета за произведенное и реализованное молоко были увеличены в полтора раза, и было принято решение о выплате 30% от причитающихся сумм в счет аванса.
Но, как считают руководители ведущих животноводческих хозяйств, это не меры, а в лучшем случае полумеры, которые не в состоянии существенно изменить положение дел в отрасли, и что решать проблемы необходимо прежде всего на федеральном уровне.

Анатолий Чугунов, председатель СХПК "Никольское" Зубцовского района:
- Наше правительство до сих пор не выработало взвешенной политики в отношении тех, кто из последних сил старается накормить Россию, обеспечить ее граждан натуральными, качественными продуктами. Складывается впечатление, что сельскохозяйственная отрасль нужна только для того, чтобы за ее счет кормились другие производители. Как иначе объяснить тот факт, что за горючее мы платим 25 рублей, за машинное масло - 28 рублей, я уже не говорю о постоянно растущих ценах на запчасти. При этом литр молока продаем за 9 рублей, практически по себестоимости, и если в первом квартале получали за него дотацию 1 руб. 80 коп., то сейчас всего 70 копеек. Мы не в состоянии поддерживать продуктивность наших коров, которая на сегодняшний день составляет 7 тыс. литров молока на одну буренку, и постоянно несем убытки.
Российское правительство должно наконец определиться, нужен ли стране русский крестьянин, или оно надеется на таджикских или узбекских гастарбайтеров, которые за копейки будут поддерживать продовольственную безопасность чужого государства? Могу со всей определенностью сказать: не будут. В наше хозяйство они приезжали, но не надолго задержались: работать от зари до зари за 5-6 тысяч рублей в месяц за вычетом 30% налогов особо желающих нет.
Состояние дел в животноводстве напрямую связано с развитием кормовой базы, а как, скажите на милость, ее развивать, если минеральные удобрения стоят в два раза больше, чем зерно? Сенных трав в большинстве хозяйств практически нет, семеноводство в полном упадке, пилорамы, которые раньше были хорошим подспорьем для проведения текущего ремонта, из хозяйств убрали. Точнее, вынудили приобретать на них лицензии, а это удовольствие по карману далеко не каждому хозяйству, и сразу после этого цены на пиломатериалы возросли в 10 раз.
Да, в рамках нацпроекта по сельскому хозяйству нам предоставили возможность брать кредиты. Но для того, чтобы их дали, необходимо иметь соответствующую залоговую базу, и даже для тех хозяйств, у которых она имеется, только для ее "бумажного" оформления требуется потратиться.
На сегодняшний день молочное животноводство является наиболее капиталоемким и медленно окупаемым производством, даже по сравнению с птицеводством и свиноводством. А для того, чтобы наши дети и внуки и завтра могли пить настоящее, а не порошковое молоко, необходимо потратить деньги, которые сейчас идут на его закупку у зарубежных стран, на приобретение у них высокопроизводительного крупного рогатого скота, и в перспективе создать в нашей стране высокотехнологичное животноводческое производство. Иного пути у нас нет, если, конечно, мы хотим сохранить своих сельхозпроизводителей, а не поддерживать своим рублем иностранных фермеров.

Председатель колхоза "Красный путиловец" Кашинского района Иван Паплевченков:
- В этом году мы уже заготовили 2400 тонн сена и 4400 тонн сенажа, то есть на каждую буренку припасено по 24,4 центнера корма. Недавно завершили реконструкцию животноводческой фермы на 600 коров, затратив на эти цели 15 млн. рублей, хотя, по уму, для того, чтобы привести ее в надлежащий вид, соответствующий современным требованиям, необходимо миллионов триста. А где их взять, если при себестоимости молока, которая составляет у нас 9 рублей, мы продаем его за 7, ежемесячно теряя при этом 1 млн. рублей? Огромные деньги идут на оплату энергоносителей, да что там говорить, если килограмм солярки нам продают за 25 рублей.
Фермеры и частники требуют за свое молоко не менее 20 рублей за литр и правильно делают. Вот только покупают его у них по такой цене в лучшем случае московские перекупщики, да только надеяться на них им тоже не приходится. Сегодня они приехали в село, завтра - нет. И куда девать домашнее молоко и приготовленный творог? Вот и сокращается поголовье коров на крестьянских подворьях. И никому до этого нет дела. Государство должно срочно повысить закупочные цены на цельное молоко и регулировать их в зависимости от различных экономических факторов. Можно возразить, что это, мол, не рыночный механизм. А какая, извините, нашим внукам разница, рыночными или административными методами им будет гарантирован стакан парного молока каждое утро? На порошковом молоке особенно не разбежишься и здоровое поколение не вырастишь. А ведь все к этому идет, и нашим сельхозпереработчикам скоро просто нечего будет перерабатывать.

Николай Попов, председатель колхоза "Мир" Торжокского района:
- По большому счету о проблемах села много говорят, но почти ничего не делают. Что, разве наше правительство не знает о кризисном положении дел в отрасли? Прекрасно знает, еще в то время, когда его возглавлял Зубков, об этом было всем известно, и он даже давал поручения своим министрам разобраться в ситуации и принять меры. Ну и что - ровным счетом ничего не изменилось.
Лично я невысокие закупочные цены на молоко на фоне растущих цен на энергоносители и сельхозтехнику объясняю тем, что наши высокие чиновники открыли границы для импортного сухого молока. Его переработчики использовали везде, где только можно, не стеснялись даже подмешивать в детские молочные продукты. В результате в России заниматься молочным животноводством стало экономически невыгодно. Следует срочно пересмотреть нашу государственную политику в отношении развития отечественного животноводства и закрыть наши границы в разумных пределах, конечно, для импортного сухого молока. Вот недавно наши законодатели приняли "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", по которому устанавливаются требования к безопасности молока и молочной продукции, в том числе продуктов детского питания на молочной основе, а также к безопасности процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, к терминологии, упаковке, маркировке молока и молочной продукции, включая требования к информации об их наименовании, составе и потребительских свойствах.
То есть закон обязывает переработчиков указывать на упаковках, что конкретно приобретает потребитель, "молоко", "восстановленное молоко" или "молочный напиток". Но, к сожалению, в нашей стране закон проще принять, чем дождаться того момента, когда он наконец заработает. Да только он всех проблем все равно не решит. Решать наши проблемы надо в комплексе, прежде всего за счет государственных субсидий. И, если сегодня государство пожалеет для этого денег, завтра просто нечего будет субсидировать.

Пример европейских фермеров
Несмотря на то что недовольный хор голосов производителей молока слышен из всех уголков России, до массовых акций протеста, как это недавно было в Германии, дело пока не дошло. Хотя, как показывает опыт их немецких коллег, в них есть свой резон. Недавно германские власти согласились принять пакет мер, предложенных бастовавшими в июне молочными фермерами, по частичной реформе отрасли. К примеру, правительство будет теперь контролировать объем производства молока, а федеральный министр сельского хозяйства согласился оказывать давление на молочный фонд ЕС для оказания помощи национальным фермерам. Члены Ассоциации немецких молочных фермеров требовали минимальной отпускной цены своего молока в размере €0,43 за литр при средней цене €0,32. Им потребовался всего месяц интенсивных споров, прежде чем позиция правительства начала меняться.

Сельхозкооперативы - где их взять?
У нас в стране она вроде бы тоже меняется, но эти перемены реальных изменений в ситуацию с молочным животноводством пока так и не принесли. Недавно была принята госпрограмма по развитию АПК и регулированию рынков сельскохозпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, в рамках которой государство готово предоставлять регионам субсидии для того, чтобы поддержать производство молока.
Однако для того, чтобы получить эти деньги, регионы обязаны выполнить главное условие - создать на своей территории определенное количество потребительских кооперативов, которые должны заниматься сбором молока у производителей и доставкой собранного сырья на молокозаводы. Квота Тверской области - 25 кооперативов, но мы ее пока не выполнили. Серьезный разговор на эту тему состоялся на днях в Сандовском районе, куда приезжали первый заместитель губернатора Тверской области Василий Толоко и начальник департамента по социально-экономическому развитию села Маргарита Слезкина. Они признали, что падение закупочных цен серьезно ударило по нашим поставщикам молока. И Василий Толоко пообещал выйти с этой проблемой на федеральный уровень. Остается надеяться, что в Москве голос тверских производителей молока будет услышан.
Светлана Авдеева

Источник: