Вы здесь

Ташкент обвинил Киргизию в засухе

Перейти к полной версии/Вернуться

Сильная жара и маловодье изнуряют Среднюю Азию, наносят огромный ущерб сельскому хозяйству и природе края, сообщил заместитель директора Научно-информационного центра Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии стран Центральной Азии Вадим Соколов (НИЦ МКВК).

По его данным, нормы полива в Киргизии, Узбекистане и Таджикистане упали ровно наполовину. При этом, Киргизия получила в среднем 62,7 % от потребности, Таджикистан - 54,3 %, Узбекистан - 47,8 %.

Эксперт напомнил, что Токтогульское водохранилище никогда не создавалось в ирригационно-энергетических целях. В решении госкомиссии по его приемке, которое было утверждено правительством СССР в 1987 году, говорится «Основное назначение Токгольского гидроузла - создание водохранилища для многолетнего компенсационного регулирования стока реки Нарын с целью повышения водообеспеченности орошаемого земледелия в бассейне реки Сырдарьи. Использование гидроузла в энергетических целях является попутным».

«НИЦ МКВК всегда выступал против попыток смешивать энергетические нужды и попуски воды для орошения, так как энергетические ресурсы являются коммерческим товаром, а вода сама по себе является природным и социальным благом, обеспечивающим права человека на существование, продукты питания, пользование естественной средой и ее выживание», - подчеркнул В. Соколов.

По его мнению, «необходимо четко разобраться какие затраты несет Токтогул и весь Нарынский каскад и во имя кого эти затраты делаются»?

Эксперт считает понятным стремление правительства Киргизии в условиях отсутствия собственных источников газа и нефти максимально удовлетворить потребности страны в энергетических ресурсах за счет производства гидроэнергии.

«Можно понять стремление Киргизии развивать гидроэнергетику за счет строительства Камбаратинских ГЭС - выше Токтогула. Однако, согласно международным нормам, удовлетворение потребностей каждой страной в любом дефицитном стратегическом ресурсе должно идти как по линии увеличения этого ресурса, так и его экономного расходования - с учетом интересов и соседей, разделяющих доступ к данному ресурсу», - сказал он.

В. Соколов отметил, что дешевизна гидроэнергоресурсов Токтогула (себестоимость менее 1 цента США за 1 кВтч) толкает энергетиков на получение максимальной коммерческой выгоды.
По его мнению, при нынешнем режиме зимних попусков, намного превышающих летние, Токтогульский гидроузел работает во вред орошаемому земледелию.

В. Соколов напомнил, что в период с 1992 по 2008 год в Арнасайские озера (на территории Узбекистана) было вынужденно сброшено 40,7 млрд. кубометров воды, которая потеряна для дальнейшего использования. При этом, ущерб экологии Казахстана и Узбекистана превысил $40 млн.

«О какой компенсации Киргизии в таких условиях со стороны нижерасположенных стран может идти речь?», - спросил он присутствовавших.

Эксперт напомнил, что маловодье 2000-2001 годов было несколько более глубоким, чем то, что наблюдается в 2008 году. Однако, прошлое маловодье, полагает он, было более или менее спокойно преодолено благодаря согласованным усилиям органов МКВК и энергетиков.
По данным В.Соколова, в последующее многоводье 2002-2006 годов начались ошибки, за которые полностью несут ответственность энергетики Киргизии, и которые являются следствием тяжести нынешней ситуации в бассейне Сырдарьи. Нарынский каскад ГЭС срабатывал ежегодно на 6-7 млрд. кубометров воды больше, чем этого требовалось для собственных нужд республики. Так, зимой для покрытия собственных нужд достаточно было срабатывать из Токтогула 7-7,5 млрд. кубометров воды, фактически же срабатывалось 8,5-9,7 млрд. кубометров, летом до 5 млрд. кубометров сверх потребности. Излишки выработанной электроэнергии по коммерческим ценам поставлялись в Казахстан и Россию.

Эксперт выразил сожаление по поводу того, что в результате таких действий потеряло актуальность одно из ключевых положений Нукусской Декларации глав государств Центральной Азии от 20 сентября 1995 года - «...о признании ранее подписанных и действующих соглашений, договоров и других нормативных актов, регулирующих отношения по водным ресурсам». Так же как и потерял актуальность ключевой тезис «...о соблюдении согласованного порядка и правил использования водных ресурсов» в соглашении между Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников» (г. Алма-Ата, 18 февраля 1992 года).

На вопрос, каковы пути решения проблем воды в бассейне Сырдарьи, эксперт назвал целесообразным возвращение к схеме, существовавшей в советский период. То есть выработанная летом электроэнергия при попусках воды для орошения в нижерасположенные страны компенсировалась зимой таким же количеством электроэнергии из общерегиональных ресурсов.

По его словам, эту схему можно было бы сохранить и ныне с одним различием: Узбекистан и Казахстан компенсируют каждый в соответствующих пропорциях не газом, не углем, а именно электроэнергией - в том же количестве и по той же цене.

«Эта схема могла бы исключить нынешние не всегда приемлемые требования по ценам на электроэнергию (8 центов США за 1 кВтч) и количеству топливных ресурсов. То есть, применить принцип - сколько и по какой цене взяли электроэнергию летом для получения воды - столько же и по такой же цене - отдали электроэнергию зимой», - считает В. Соколов.

Между тем, по мнению других специалистов, сегодня, наиболее реальным и обоснованным вариантом экономических отношений в водохозяйственном комплексе является схема компенсаций, предусмотренная в Соглашении об использовании водно-энергетических ресурсов реки Сырдарья, между правительствами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. В нем говорится, что «Дополнительно выработанная каскадом Нарын-Сырдарьинских ГЭС электрическая энергия, связанная с режимом попусков воды в вегетацию и многолетним регулированием стока в Токтогульском и Кайраккуском водохранилищах, сверх нужд Кыргызской Республики и Республики Таджикистан, передаются в Республику Казахстан и Узбекистан поровну.

Компенсация ее осуществляется поставками в Кыргызскую Республику и Таджикистан в эквивалентном объеме энергоресурсов (уголь, газ, мазут, электроэнергия), а также другой продукции (работ, услуг) или в денежном выражении по согласованию, для создания необходимых ежегодных и многолетних запасов воды в водохранилищах для ирригационных нужд».

Увы, это соглашение не работает из-за бесконечных споров между республиками.

Так, по мнению гендиректора киргизских «Электрических станций» Сапарбека Балкибаева, критика со стороны Узбекистана вызывают, мягко говоря, недоумение. К примеру, Кыргызстан обвиняется ни много, ни мало в нарушении «согласованных всеми государствами схем комплексного использования водных ресурсов бассейнов рек Сырдарья и Амударья». Упрек тяжкий, если не учитывать, что эти схемы были утверждены еще в 1980-х годах, т.е., в период существования СССР, когда все водные и иные природные ресурсы являлись общесоюзным достоянием. Теперь же Кыргызстан вынужден покупать теплоэнергоносители в соседних странах по мировым ценам и, как следствие, трансформировать режимы попусков воды из каскада водохранилищ Нарынских ГЭС, чтобы на минимальном уровне обеспечить собственную энергетическую безопасность. Дошло до того, что в этом году впервые Бишкек практикует глубокие ограничения в подаче света своим потребителям даже летом.

Действительно, в Советском Союзе Токтогульское водохранилище создавалось в ирригационно-энергетических целях. Кроме того, оно ограждало (и по сей день ограждает) Ферганскую долину от катастрофических паводков на Нарыне, когда по руслу реки проходит от 2500- 3500 кубических метров воды в секунду, разрушая все на своем пути. Токтогульский гидроэнергетический комплекс работал при этом в ирригационном режиме, сливая летом 80% воды, а зимой - 20% воды. Зимой Токтогульская гидроэлектростанция работала при минимальных нагрузках, однако ее работа компенсировалась как дополнительной загрузкой Бишкекской ТЭЦ, на которую поставлялся газ из Узбекской ССР и уголь из Казахской ССР, так и дополнительными поставками электроэнергии из энергосистем сопредельных республик, входящих в ОЭС Центральной Азии.

С распадом Советского Союза и разрушением прежних экономических связей Кыргызстан фактически остался один на один с проблемой обеспечения собственной энергетической независимости. Кыргызстан был вынужден перевести Токтогульское водохранилище на энергетический режим работы, хотя и при этом суммарные годовые попуски воды не изменились.

В 1995 году правительствами четырех центрально-азиатских государств был подписан первый Протокол о совместном, взаимовыгодном использовании водно-энергетических ресурсов Нарын-Сырдарьинского бассейна. В нем были расписаны пункты, касающиеся совместных действий государств как в многоводные, так и в маловодные годы, касающиеся, в частности, регулирования кыргызской энергосистемой частоты и пиковой нагрузки для Узбекистана и Казахстана. В дальнейшем подобные многосторонние протоколы стали заключаться регулярно, каждый год.

В настоящее время Кыргызстан потребляет около 1% стока р. Нарын и не более 20% от всего стока, формирующегося на его территории, остальная вода поступает в сопредельные государства. Бишкек выпускает более 80% воды, а никак не 50%, как было указано в статье Ш. Хамраева. При этом соседние государства имеют возможность построить на собственной территории гидротехнические сооружения и осуществлять регулирование стока самостоятельно.

Если же в вопросе регулирования водного стока они прибегают к услугам других государств, то эти услуги должны быть оплачены. Согласно же высказываниям В.Соколова, Кыргызская Республика должна оказывать эти услуги бесплатно, что противоречит международному праву. Вопросы регулирования попусков воды (т.е., в какое время и какие объемы должны быть пропущены) должны решать совместно, с соблюдением взаимных интересов.

Гендиректор киргизских «Электрических станций» обращает внимание, что гидроэнергетические объекты Кыргызстана не потребляют воду, а пользуются ею, сохраняя ее попуски в тех же объемах.

Глубинная сущность проблемы, особенно обострившейся в нынешнем году, заключается в том, что все четыре государства, имеющие прямое отношение к бассейну р.Сыр-Дарья, ныне находятся в правовом вакууме.

По мнению Балкибаева, четырехстороннее Соглашение от 17.03.1998 г., регулирующее механизмы водно-энергетического обмена между Кыргызстаном и странами, расположенными в низовьях реки ныне утратило силу. Оно имело рамочный характер, на основе которого стороны ежегодно подписывали межправительственные протоколы, конкретизирующие объемы и графики взаимных поставок водных и топливно-энергетических ресурсов. Но, начиная с 2003 года, Узбекистан не выполнил полностью взятые на себя обязательства, а начиная с 2004 г. вовсе перестал подписывать подобные протоколы. Последний раз Ташкент отказался поставить свою подпись уже нынешним летом, заключил Балкибаев.

Источник: