Вы здесь

Дагестан: О приоритетах развития аграрного сектора

Перейти к полной версии/Вернуться

Прошедший год был крайне сложным для агропромышленного комплекса республики как из-за последствий финансового кризиса, так и неблагоприятных погодных условий.

Тем не менее объем производства продукции сельского хозяйства республики вырос на 5% при 1,2% по стране, что позволило выполнить основные индикаторы Госпрограммы развития отрасли. В 2009 году, как вы знаете, было произведено 904,3 тыс. тонн овощей, что на 3,8% больше уровня 2008 года, картофеля 381,9 тыс. тонн (114,5%), плодов и ягод 105,2 тыс. тонн (108,8%), винограда 100,1 тыс. тонн (111,2%). Производство мяса в живом весе составило 159 тыс. тонн при 558 тыс. тонн молока. Зерна произведено 221 тыс. тонн, что меньше уровня 2008 года на 25% и учитывая, что в структуре посевных площадей республики на зерновые приходится около 40% - это ощутимое снижение.

Важную роль в достижении этих показателей имела государственная поддержка, размер которой в 2009 году составил около 1,4 млрд. рублей. Однако на текущий год многие направления бюджетной поддержки из федерального бюджета прекращены, как, например, субсидирование овцеводства, реализация программы развития молочного скотоводства, снижены объемы финансирования закладки многолетних насаждений, что, безусловно, имеет отрицательные последствия с учетом низкой инвестиционной активности сельского хозяйства. Сокращение объемов поддержки из федерального бюджета по отношению к 2009 году произошло более чем в два раза.

При этом хочу отметить, что мы не должны успокаиваться относительно благополучной динамики количественного роста основных показателей отрасли сегодня, поскольку в подавляющей степени все эти результаты получены в частном секторе, в котором не просто получить реальную картину состояния дел в силу применяемой системы выборочного статнаблюдения за их деятельностью. Кстати, у меня имеются определенные сомнения относительно достоверности наличия в республике 4,5 млн. голов овец и коз. Думаю, что многие из присутствующих солидарны со мной.
О ключевых приоритетах в развитии агросектора было отмечено в выступлении Президента Магомедсалама Магомедалиевича на заседании Президентского совета Республики Дагестан с участием глав муниципальных образований, и мы прорабатываем формы реализации поставленных перед нами задач.

Среди комплекса проблем отрасли одна из главных - технико-технологическая отсталость сельского хозяйства в силу опережающего выбытия основных фондов и низкого уровня механизации производства. В этой связи по всем источникам в 2009 г. закуплено 127 тракторов, 8 зерноуборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники на общую сумму 148,7 млн. руб, что вроде и неплохо, по сравнению с предыдущим годом, но далеко недостаточно, чтобы сказаться на практических результатах. Учитывая сложившуюся критическую ситуацию с обновлением техники, МСХ обратилось к руководству республики с предложением о внесении изменений в республиканский Закон «Об утверждении Республиканской программы развития сельского хозяйства» в части создания механизма субсидирования затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретаемую сельхозтехнику, как это делается и по другим направлениям. Кроме того, рассчитываем, что наконец заработает республиканский залоговый фонд и приоритеты при предоставлении гарантии по инвестиционным кредитам на первом этапе будут сельскому хозяйству.

От уровня технической оснащенности во многом зависит рациональное использование сельхозугодий, и в первую очередь пашни. Ни для кого не секрет, что земель у нас очень мало, но, к сожалению, этим ценнейшим ресурсом не всегда распоряжаемся правильно. Сегодня полномочия по распоряжению пахотными землями находятся в руках муниципальных районов, которые и должны оперативно принимать решения по изъятию у тех, кто не в состоянии обрабатывать земли с последующей передачей эффективным землепользователям.

На практике зачастую мы видим, что работа пущена на самотек, иногда создаются непреодолимые преграды на пути желающих заниматься сельским хозяйством. Более того, нас тревожит набирающая тенденция перевода сельхозземель в земли иных категорий по предложениям органов местного самоуправления.

И больше всего нас тревожит, что таким образом отчуждаются земли скотопрогонов, что наносит невосполнимый урон не просто сельскому хозяйству, а целой системе жизнеобеспечения сельского населения, имеющей для республики важное значение.

В этой связи мы ставим во главу угла своей деятельности реализацию мер по повышению эффективности использования сельхозугодий, в том числе на основе внедрения передовых агротехнологий, расширения посевов ценных сельхозкультур. На фоне наличия объективных причин, не позволяющих применять факторы интенсификации-минеральные удобрения и средства защиты растений, на местах неудовлетворительно обстоят дела с использованием местных резервов, как, например, вывозом имеющейся органики, что с успехом делают земледельцы Акушинского и Левашинского районов.
Не менее важный приоритет для экономики республики - это эффективное использование мелиоративного фонда, поскольку с учетом наших природных условий на территории многих районов применяется только орошаемое земледелие.

В структуре мелиоративного фонда республики 5,9 тыс. км оросительных сетей и 2,0 тыс. км коллекторно-дренажных сетей, которые находятся в федеральной собственности, на очистку которых средства должны поступать из федерального бюджета. Из-за ограниченности федеральной поддержки любые усилия по очистке внутрихозяйственных сетей не имеют экономического смысла, поскольку вода попросту до них не доходит.

Ключевым звеном экономики сельского хозяйства республики является производство мясо-молочной продукции, объемы которой не соответствуют необходимому уровню для самообеспечения. Во многом это объясняется сохраняющейся на критически низком уровне продуктивностью молочного стада. К примеру, среднегодовой надой на одну фуражную корову в республике является одним из низких в стране и составляет всего 1300 кг в год, что на 25% ниже уровня 1990 года, тогда как по стране за этот же период надой вырос на 60,6%, достигнув в 2009 году 4,5 тыс. кг на корову. Вроде и программа принята в прошлом году Правительством РД, и другие меры осуществляются, но ситуация остается неизменной. Мы полагаем, что причиной тому является и то, что часть производимого молока не находит отражения в отчетности, которое выдается в счет зарплаты работникам или просто вообще не указывается.

Минсельхоз республики также считает необходимым заняться реализацией мер по созданию высокоинтенсивных садов по технологии зарубежных садоводческих фирм (карликовый сад на шпалере) с применением капельного орошения, что наглядно было продемонстрировано недавно на совещании, проведенном Минсельхозом России в Астраханской области, не забывая расширять традиционную систему горно-долинного садоводства.

Финансово-экономическое состояние сельхозпредприятий республики остается крайне критическим, и большинство из них нуждаются в коренной реструктуризации и модернизации. Несмотря на усилия на всех уровнях управления среднемесячная зарплата в сельхозпредприятиях республики остается ниже минимального размера оплаты труда, хотя простые расчеты показывают, что ее можно повысить за счет объективного отражения реальных цен реализации продукции и повышения товарности. Думаю, что в ряде случаев и правоохранительные органы должны вмешиваться для устранения подобных фактов. Тут многое зависит от поддержки глав муниципальных районов, которые и могут найти рычаги воздействия на хозяйства в наведении элементарного порядка в вопросах организации их деятельности.

С целью снижения напряженности на рынке труда совместно с Минтрудом РД мы предпринимаем усилия по расширению трудозанятости в сельской местности и представили туда развернутый перечень мер по укреплению ситуации на рынке аграрного труда.

Проведенный нами анализ показал, что идет нарастание отставания в уровне производительности труда в сельхозпредприятиях республики, по сравнению с регионами страны, уровень которого в 2008 году был ниже общероссийского показателя почти в шесть раз, т.е. один работающий в сельхозпредприятиях страны производит столько же товарной продукции, сколько шесть человек в хозяйствах республики. Вот где кроется угроза конкурентоспособности. В целях создания условий повышения конкурентных возможностей АПК в министерстве разрабатывается проект Концепции по развитию сельского хозяйства, где будут предложены пути решения проблем.

Одним из главных приоритетов в работе министерства остается развитие малых форм хозяйствования на селе, выступающих ключевым звеном агроструктуры региона. И это дает определенные результаты. Так, несмотря на активную фазу финансового кризиса в 2009 году на развитие 7673 ЛПХ населения (в 2008 году 1590 ЛПХ) выделено более 2,24 млрд рублей кредитных ресурсов, что в шесть раз больше, по сравнению с 2008 годом. Задачу свою мы видим как в обеспечении их эффективного использования через субсидирование процентной ставки по ним, так и в наращивании кредитования данной категории хозяйств.

Кроме того, в рамках этой работы министерство сегодня занимается изучением возможности создания агропромпарка, который будет включать в себя перерабатывающие, транспортные, логистические мощности, а также осуществлять функцию продажи и маркетинга перерабатываемой продукции.

С учетом острой потребности в привлечении инвестиций на модернизацию АПК в рамках подготовки проекта концепции развития Северо-Кавказского федерального округа нами было представлено более 40 инвестиционных предложений. К сожалению, 90% из них отклонены на этапе рассмотрения в силу отсутствия проектно-сметной документации.

В связи с ограниченностью объемов господдержки Минсельхоз строит свою деятельность по ее распределению на принципах эффективности, прозрачности и адресности. Министерством создан реестр всех бюджетополучателей, и формируются критерии оценки результативности использования средств бюджета. В рамках этой работы в корне меняются подходы при реализации ФЦП «Социальное развитие села», предусматривающей повышение ответственности непосредственно глав муниципальных районов, и обеспечивается прозрачность и, главное, это повысит взаимную ответственность.

В силу регламентных ограничений я высказал лишь наиболее острые аспекты, определяющие развитие экономики АПК. Проблем, как убедились, очень много, но поставленные перед нами Президентом задачи по обеспечению динамичного развития отрасли не снимаются, а даже приобретают большую остроту, что требует мобилизации усилий всех заинтересованных сторон для их решения.

Источник: