На Черкасщине конкуренты жестоко избили швейцарского фермера. Теперь его пытаются сделать виновным в скандале.
В конце прошлой недели в Черкасской области был жестоко избит украинским конкурентами предприниматель из Швейцарии Моритц Штамм. И хотя в конфликте оказался замешан собственник крупной отечественной компании, замять скандал не удалось.
По информации «proUA», с просьбой расследовать происшедшее к местным властям уже обратились немецкое посольство и министр аграрной политики Юрий Мельник. Кроме того, западные инвесторы стали бойкотировать сделки с замешанной в скандале украинской компанией.
О том, как случай на Черкасчине отразится на активности иностранных инвесторов в Украине, proUA решил поговорить с Дитрихом Трайсом. Его компания занимается консультациями западных предпринимателей, которые решились начать аграрный бизнес в Украине. Да и сам г-н Трайс уже 8 лет живет в Украине. Поэтому хорошо знаком с нашими «реалиями».
- Как отреагировала иностранные фермеры на избиение в Черкассах?
- На днях большая группа иностранных инвесторов, которые работают на украинской земле, встречалась с Штаммом. Конечно, то, что произошло, очень напугало инвесторов. Моритц Штамм - весьма коммуникабельный человек, открытый к общению, поэтому многие инвесторы его хорошо знают.
Он очень уважаемый человек среди фермеров, порядочно ведет свой бизнес. Подтверждает это и тот факт, что селяне, у которых он арендует землю, также встали на его защиту. Селяне отказались передать свои паи конкурентам Штамма, которые сегодня ведут очень нечестную игру. Ведь Штамм в короткий срок сумел возродить хозяйство, обеспечить людей работой и зарплатой. Он погасил долги за 5 лет, которые накопились при прежнем руководстве.
Более того, избившие его люди заявляют теперь, что он сам инициировал драку. Доказывая это, один из нападавших даже лег в больницу. И теперь все будет зависеть от украинского правосудия. Иностранные инвесторы будут очень внимательно следить за этим процессом. Информация о происшедшем очень быстро распространилась среди западных предпринимателей.
В Украине для западного бизнеса всегда существовали большие риски. Теперь же они, похоже, усиливаются. От угроз конкуренты переходят к физической расправе.
Сегодня можно говорить об увеличении давления на иностранных фермеров в Украине. Можно сказать так: игра становится нечестной.
- Раньше было по-другому?
- Напомню, что первыми иностранными фермерами в Украине были предприниматели из Голландии и Германии. Ситуация была таковой, что сами районные власти просили фермеров взять в работу бесхозные украинские земли. Говорили, вот у вас на немецких землях 7-8 тонн пшеницы с гектара, а у нас на черноземах – 3 тонны еле набираем. Приезжайте к нам. Покажите, как это нужно делать, поделитесь своими знаниями.
Ведь 3-4 года назад мало кто из местных предпринимателей интересовался сельским хозяйством. Иностранные фермеры брали землю, вкладывали деньги в землю, на которой часто кроме бурьяна ничего не росло.
Теперь же ситуация изменилась. Фермерам все чаще говорят: «Уходите». Чувствуется, что украинское государство не всегда поступает честно с инвесторами. Фермеры жалуются, что часто в их адрес звучат угрозы. Но, как показывает случай с Моритцем Штаммом, теперь эти угрозы превращаются в физическую расправу. И инвесторы беспокоятся, что это не последний случай.
Но главный вопрос в этой ситуации: чем все это закончится? Дойдет ли дело до суда, как поведут себя правоохранительные органы, работает ли в Украине судебная система? Эти вопросы сегодня занимают западных инвесторов. Ведь, например, и украинские СМИ говорят, что сегодня правосудие в стране не в лучшем состоянии. Поэтому, если мы выполняем украинские законы, то хотим, чтобы они действовали и в отношении других. И за их выполнением будем следить.
- Сколько на сегодняшний день в Украине, по Вашей оценке, работает западных фермеров?
- Трудно сказать. Но мы считаем, что сегодня в Украине работает около 60 немецких фермеров. Конечно, более точную цифру может назвать посольство. Я в Украине уже 8 лет и наблюдаю увеличивающийся интерес немецких фермеров. Работают в Украине и голландские, и французские фермеры. Сегодня здесь на земле работает около 300 западных предпринимателей, которые арендует 700-800 тыс. га. Это чуть больше 2% от всего объема черноземов Украины.
На самом деле сегодня все иностранные инвесторы обрабатывают столько же земли, сколько 2-3 украинских агрохолдинга.
- Кстати. Многие украинские фермеры жалуются на крупные агрохолдинги, которые активно скупают землю. Иногда, просто «выдавливая» мелких предпринимателей. Чувствуют ли иностранцы подобные процессы на своем бизнесе?
- Да, сегодня в Украине идет рост активов крупных агрохолдингов. Но это право страны решать, каким путем она выстраивает свой рынок. Просто не всегда со стороны крупных компаний идет честная конкуренция. О ситуации с Моритцем Штаммом я уже упоминал. Там конфликт был именно с агрохолдингом.
При этом мелкие производители сегодня платят значительно больше за аренду земли. Если агрохолдинги выставляют 1-1,5%, то фермеры – 2,5-3%. И даже это сегодня уже низкая цена. То есть мелкие предприятия пытаются конкурировать, от этого выигрывают крестьяне. А крупным агрохолдингам такая конкуренция не нужна. И именно они сегодня диктуют условия развития отрасли. Но повторюсь, если украинское правительство решило таким путем развивать рынок, то это, конечно, его право.
Однако должна быть конкуренция. А получается так, что украинские власти поддерживают именно крупные компании. Часто это происходит на местном уровне, когда продвижению агрохолдингов способствуют районные или областные чиновники. И получается, что мелкому предпринимателю искать защиты не у кого. Но это проблема не только западных фермеров, но и украинских.
- Что сегодня выращивают западные фермеры в Украине?
- Те же культуры, что и украинские фермеры. В первую очередь - пшеницу. Затем – рапс. Поскольку изначально многие иностранные фермеры шли в Украину для производства именно этой культуры. Выращивают также сахарную свеклу, посевы которой сейчас уменьшаются. Но это - общеукраинская тенденция. Повторюсь, западные инвесторы выращивают здесь те же культуры, что и украинские предприниматели. То, что продается на рынке.
- То есть для них приоритетом в реализации является внутренний украинский рынок?
- Большинство фермеров ориентируется именно на внутренний украинский рынок, продают свою продукцию местным перерабатывающим предприятиям. Иностранцы работают по той же схеме, что и украинские аграрии.
- Сегодня украинские производители сельхозпродукции очень активно говорят о картельном сговоре иностранных зернотрейдеров, которые сознательно занижают закупочные цены. Ощущают ли это на себе иностранные производители?
- В мире есть 5-6 крупных зернотрейдеров. С другой стороны, существует возможность прямых поставок производителями рапса или пшеницы. Есть соответствующие заказы. Но если бы я хотел вывезти 20 тыс. тонн рапса в Германию – это не реально. Нужно платить на таможне, в порту, пятое-десятое. Это очень затратно, для этого нужно иметь мощную инфраструктуру. Или: сегодня я готовлюсь экспортировать рапс, а завтра Украина принимает решение о запрете вывоза его из страны. И мне конец.
Крупные зернотрейдеры в такой ситуации тоже несут большие убытки. И потом пытаются «отбить» утерянное. Я, конечно, тоже критично смотрю на действия зернотрейдеров, но я не вижу у них ценового сговора. Я не могу этого подтвердить. И мне, как сельхозпроизводителю, более удобно работать именно с крупными компаниями. У них есть соответствующая инфраструктура, они вовремя проводят расчеты за товар. Поэтому аграрии и работают с ними.
Я готов немного дешевле им продать (ведь они тоже закладывают в свою цену риски), зато быть уверенным в получении денег. А эти разговоры о сговоре – не что иное, как попытки властей отвести внимание населения от решения более важных проблем. Ведь если бы был открытый рынок, информирование властями своих решений, было бы намного легче работать и производителям. Поступил заказ из-за рубежа (например, на рапс), пошли отгрузки от производителя. Но государство при этом должно решить проблемы в порту, на таможне, упростить аграриям доступ на внешние рынки. А так приходится везде платить. Деятельность властей способствует укреплению на рынке двух-трех компаний. А необходимо увеличивать конкуренцию…
- Но правительство обещает, что такую конкуренцию на рынке составит госоператор Аграрный фонд. Вы готовы ему продавать?
- Я готов продавать тому, кто больше заплатит. Все равно, государство ли это или частная компания. Конечно, чем больше игроков на рынке, тем лучше. Но для этого нужно выставить справедливые цены.
А так украинское правительство заявляет о поддержке аграриев, но при этом хочет сдержать цены на хлеб. И решить эту проблему не может. При этом в Киеве все больше и больше дорогих машин. А проблему с ценами на хлеб решить очень просто – сделайте достойную пенсию малообеспеченным людям. И сделайте конкурентный рынок. Чтобы аграрии были уверенны, что никаких запретов не будет, что они могут рассчитывать свой бизнес на перспективу.
А для этого нужно провести реформы не только в аграрном секторе, но и в системе правосудия. Инвестор должен быть уверен, что, если он выполняет украинский закон, закон его тоже защищает.