Екатеринбург, Май 05 (Новый Регион, Игнат Бакин) – На Среднем Урале так и не запустили эксперимент по выращиванию рапса для промышленного производства биотоплива. Основным тормозом для развития программы аграрии называют нерентабельность продукта, поэтому ждут поддержки государства.
Напомним, еще несколько лет назад свердловское Правительство и Минсельхоз РФ договорились о начале эксперимента с рапсом. Масленичную культуру, которая традиционно выращивается на Урале для производства комбикормов и нужд пищевой промышленности (делается масло и жмых), решили использовать в качестве сырья для выработки экологически чистого биотоплива. Эксперты предполагали, что до 2012 года на Среднем Урале площадь посевов рапса с 2,5-3 тысяч гектаров увеличится до 30 тысяч и к этому времени, ориентировочно в Ирбитском районе, уже будет построено предприятие по производству биотоплива в промышленных объемах. Для этого, как сообщал ранее «Новый Регион», были освоены новые территории, но в прошлом году выяснилось, что «наполеоновские» планы для уральских аграриев пока не выполнимы. Фермеры подсчитали, что производство биотоплива нерентабельно в сложившихся экономических условиях
Как выясняется, тайм-аут с биотопливом продолжается. На прошедшей сегодня в Екатеринбурге пресс-конференции заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Михаил Копытов сообщил, что пока не выработаны варианты решения объективных причин, по которым откладывается растениеводческая революция.
В частности, не удается снизить рыночную стоимость продукта. «Себестоимость биотоплива по-прежнему очень высокая, а окупаемость низкая. Европейские страны производят такое топливо из рапса. Но есть Аргентина, которая делает более дешевое биотопливо из тростника. Поэтому Европа пока сворачивает свои проекты, – рассказал замминистра. – Мы изучали опыт Германии, в которой стоит много биогазовых установок. Однако там государство решает экологическую проблему и серьезно вкладывается, покупая такое топливо по высокой цене. У нас такого нет». Еще один нерешенный вопрос – это топливные добавки. Как пояснил Копытов, в биотопливо нужно добавлять специальный раскислитель, по свойствам очень опасный. «При этом если запускать программу – нужно переводить весь транспорт на биотопливо, что пока нецелесообразно», – заключил представитель свердловского Минсельхоза.