Французская компания «Ашан» в разосланном письме поставщикам потребовала от них подарки на шестилетие российской сети. В качестве подарков торговая сеть принимает деньги – до 600 тыс. рублей с каждого. В благодарность за подарки «Ашан» обещает поставщикам рекламу. Тем, кто не откликнется на пожелание, сеть угрожает расторжением контракта. Об этом в пятницу пишет газета «Коммерсантъ».
В распоряжении издания оказалось письмо руководителя направления «Элитный алкоголь и водка» сети гипермаркетов «Ашан» Константина Голубева в адрес поставщиков, в котором ритейлер приглашает их присоединиться к празднованию дня рождения сети: первый гипермаркет в Москве был открыт 28 августа 2002 года.
«Как каждый из вас, на свой день рождения мы хотели бы получить подарки», – говорится в письме. Всех поставщиков менеджер «в обязательном порядке» просит распределиться на три категории – «хорошие друзья» (они должны заплатить 60 тыс. руб., а в виде «благодарности» Auchan разместит их название или название одного из их брендов на панно при входе во все магазины), «самые лучшие друзья» (они «дарят» 600 тыс. руб. и получают «размещение логотипа размером 4х4 см в цветных буклетах тиражом 5 млн экземпляров, раскладываемых на кассах) и «плохие друзья». К последним относится «тот, кто приходит на день рождения без подарка». «Мы на них обижаемся и потихоньку прекращаем с ним дружить. Надеюсь, у нас таких нет», – пишет Голубев.
Оригинальное приглашение на день рождения уже получили многие поставщики, в частности компании «Сансерите» (импортер и дистрибутор виски Black Velvet и текилы Montezuma), «Кристалл-Лефортово» (дистрибутор водки) и ГК «Сварог» (дистрибутор вина). Они признаются, что с «таким цинизмом раньше не сталкивались», и заявляют, что обсудят этот вопрос в самое ближайшее время.
Официальные представители Auchan Group в России удивлены «некоторой фривольностью в описании предложения сети». «Если кто-то из наших поставщиков откажется участвовать в этих мероприятиях, никаких санкций не последует», – утверждает директор юридического департамента Auchan Group в России Зураб Шукакидзе, пообещав разобраться «с этим вопросом» в пятницу.
Начальник управления контроля социальной сферы и торговли центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Тимофей Нижегородцев называет этот случай «классическим примером злоупотребления сетями своим положением». «Ашан» находится вне юрисдикции ФАС, поскольку, согласно законодательству, не занимает доминирующего положения на рынке, но ситуация с днем рождения – это чистое вымогательство», – признает он.
Как отмечает издание, «Ашан» не единственная сеть, облагающая поставщиков разного рода «оброками». Месяц назад другая французская сеть, Carrefour, еще не открывшая в России ни одного магазина, выставила поставщикам самые жесткие условия для начала работы с ней. По словам дистрибуторов, «французы требуют, чтобы бонусы сети составляли не менее 20% от оборота поставщика в ее магазинах». Плата за вход в один магазин Carrefour – около 150 тыс. руб., а еще сеть просит 90 банковских дней отсрочки по платежам за поставленный товар.
Вот поэтому я никогда не работал с магазинами и не буду работать. Ибо за что работать тогда? Видел я эти договоры магазинные, крупных сетей я имею ввиду.
За каждый "чих" - требуют скидку. Отсрочка опять же.
Я так не работаю, априори.