Вы здесь

Пермский край. Напасть. История Виктора Володина.

Перейти к полной версии/Вернуться

Именно этим словом можно назвать все произошедшее год назад с вернувшимся на свою малую родину пермяком Виктором Сергеевичем Володиным.

Казалось, ничто тогда не предвещало каких-либо катаклизмов в мирном течении его крестьян-ской жизни. После окончания инженерного факультета сельхозинститута семьей обзавелся в городе – и остался. Был буровиком, испытателем двигателей на пермской оборонке в Лядах. Но перед пенсией потянуло к земле. Ведь крестьянин, горожанин… - для многих эти градации условны. И хорошо, когда горожанин свою проснувшуюся тягу к земле не ограничивает дачным участком, а возвращается к истокам, корням. Притом с пользой и для своей семьи, и для родины большой. С чего история сия и начиналась! Плохо же – если эта родина (c лицом чиновника) не защищает своего вновь обретенного крестьянина. О чем свидетельствует продолжение этой темы.

Итак, в октябре 1994 года пермяк Виктор Сергеевич ВОЛОДИН оформил право собственности на землю от Нижне-Талицкого сельсовета Очерского района, недалеко от земли своих предков. Выделили бросовую землю, неудобицы бывшего колхоза – 2,83 гектара.

Сначала ездил из города, а после выхода на пенсию по вредности – и вовсе поселился в отцовских наделах. Стал обихаживать участок, благо знания, заложенные в сельхозинституте, еще остались. Работающий горожанин снабжал семьи сестер, живущих в деревне, здесь же, сеном, свою городскую семью – овощами, фруктами, медом, у дома в деревне ульи поставил. Для ремонта квартиры деньги понадобились – откормили с сыном бычков, мясо продали на 35 тыс. рублей. Посмотрели, прикинули – можно и маленький семейный бизнес организовать по откорму бычков, выращиванию картофеля, овощей.

Но для всего этого – немало сил, умения, денег вложил Виктор Сергеевич в доставшиеся бросовые земли. Качественным сеном, производством кормовых трав занимался грамотно, да и под овощи землю готовил добросовестно. Регулярно удобрял, подкармливал поля мочевиной. Траво-стой высокий, урожайный, для пасеки – медоносы, гречиху посеял. Все шло спокойно. Пока не решил в очередной раз осмотреть участок. От деревни он на расстоянии, километрах в четырех, постоянно бегать – смотреть вроде бы и ни к чему, знай, свое дело дома, смотри за пчелами да скотинкой.

Но настала пора посмотреть, проверить участок, прикинуть всхожесть трав. И в начале прошлого июня явился фермер-пенсионер на свои земли – а там, как он позднее выразился, «словно Курская битва прошла». По ухоженному, удобренному им полю чья-то широкая дорога проложена, рядом – тоже сплошное безобразие. Из искового заявления: «вся территория завалена древесными отходами и искореженными стволами, растительный травяной слой был полностью уничтожен… мусором… тяжелой техникой! Дороги прошли по полянам, засеянным клевером, овсяницей…. Общая площадь испорченных земель – 1,77 гектара. Нарушено право собственника по целевому назначению участка…».

Откуда – ворог? Оказывается, напасть пришла в лице работяг некоего Григория СТЕПАНЯНА, предпринимателя-лесозаготовителя из соседнего Оханского района.

Разрабатывая выделенную ему делянку, Степанян складировал вырубленную древесину на не принадлежащих ему землях, то есть совершал умышленные действия, выражаясь юридическим языком.

Ну что ж, Степанян в своей неосторожности сознался, лейтенант очерской милиции Д.В. ЛУНЕВ возбудил уголовное дело еще 15 июня прошлого года.

Телега правосудия тронулась, справедливость восторжествовала. Как бы не так! Очень скрипучая оказалась телега, до сих пор до намеченной точки добраться (за год!) не может. Надо отдать должное Очерскому прокурору Д.В. КРИВОНОСОВУ, вольно или невольно он расширил рамки первоначального дела и круг вовлеченных в его рассмотрение лиц. С одной стороны, оказывается, «события преступления нет, состава преступления не установлено», поскольку вреда здоровью и окружающей среде не нанесено. Да и ущерб от повреждений и уничтожения посева клеверов и сенокосных угодий не превышает 250 000 рублей, и каких-либо тяжких последствий не наступило. С другой стороны, прокурор указал, что ссылка на причинение имущественного ущерба в сумме 50 000 рублей является предполагаемой, так как оценка ущерба проведена неуполномоченным лицом, отсутствует обоснование ущерба.

Минсельхоз дал справку по стоимости семян, удобрений, дизельного топлива и урожайности сена многолетних трав. Дали специалисты расчет затрат на биологическую рекультивацию пашни на гектар площади - и это восстановление нарушенного выходит более чем в 160 тысяч рубликов.

Свой расчет затрат на восстановление сенокоса площадью три гектара сделал Володину доцент Пермской сельхозакадемии Е.А. РЕНЕВ – работа по восстановлению посевов, как считает ученый, обойдется более чем в 282 тысячи.

И вот уже – новое заявление Володина, на ущерб более 300 000 рублей, новое постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Да, согласился прокурор, 282 792 рублей 60 копеек стоит восстановление сенокоса, и есть упущенная выгода, но ведь тяжких последствий вреда здоровью, массовой гибели животных, действия Степаняна не повлекли. Так что снова отказали Володину в удовлетворении жалобы на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Итог этой годовой волокиты таков: насчет отсутствия вреда здоровью и массовой гибели животных… Нервов Володин столько потратил, что на намечаемом семейном бизнесе по откорму бычков и выращиванию овощей, кажется, окончательно поставил крест, также… упущенная выгода, она нарастает. Земли-то, обихоженные крестьянином-оборонщиком, могут снова превратиться в бросовые. Где взять такие деньги на восстановление нарушенного?

Да и в деревне уже смеются: не добьешься, Сергеич, правды.

Правда, есть еще надежда на суд по исковому заявлению на возмещение причиненного материального и морального ущерба.

Но неужели и этого положительного решения год ждать? Пенсионеру? Возрождающему зарастающую землю? В стране, которая до сих пор не может прокормить себя, собственный народ?

Источник: