Вы здесь

Агроконфликт

Перейти к полной версии/Вернуться

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации лишилось полномочий по государственному регулированию в части импорта продовольствия. Таково было решение президента Дмитрия Медведева, отраженное в соответствующем Указе. В данном документе обозначено, что вопросы такого рода отныне будут находиться в компетенции Министерства экономики. Алексею Гордееву в пору ставить своеобразный рекорд, - со времен Ельцина за столь короткое время ни одно из ответвлений власти не теряло столько полномочий за определенный период времени. Однако характер данного явления уже не тот.

Реформа носит сугубо рыночный характер, выдвигая работу экономических механизмов на приоритетное направление, автоматически создавая социальные риски. Ранее, Министерство сельского хозяйства продвигало инициативу, в соответствии с которой в кризисных ситуациях должны реализовываться меры по прямому государственному регулированию цен на «социально-значимые» категории товаров. Помимо этого в Минсельхозе находила отклик инициатива Федеральной антимонопольной службы по введению достаточно жестких мер в отношении сетевого ритейла.

В результате Министерство Гордеева, которое уже лишилось контроля над рыбной отраслью, фактически утратило и возможность объективно влиять на процессы ввоза и реализации на территории страны профильной продукции. В таких условиях данное ведомство лишается каких-либо значимых в государственных масштабах функций, и превращается лишь в подразделение по техническому контролю за выполнением нацпроектов и сезонному сбору урожая. С другой стороны, «рыночники» в лице Министерства экономики вполне могут эффективно решать вопросы контроля импорта агропромышленных товаров. Вопрос кооперации с профильным министерством при этом остается открытым, особенно при учете того, что постепенная потеря Минсельхозом своих полномочий подтверждает наличие определенного конфликта интересов.

Очевидно, Эльвире Набиуллиной предстоит стать хроническим оппонентом политике Алексея Гордеева. В таких условиях под угрозой может оказаться не только государственная протекция отечественных рынков, но и создание государственной корпорации по торговле зерном на внешних рынках. Пока можно только предполагать, к каким еще последствиям приведет ослабевание позиций сельскохозяйственного лобби в российском правительстве.

Не стоит снимать со счетов и тот факт, что именно сфера сельского хозяйства остается основным препятствием на пути присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации. Возможно, интересам ведомства Алексея Гордеева суждено стать своеобразной жертвой, необходимой для присоединения РФ к данной организации. Особого внимания заслуживает тот факт, что работа команды тандема Путин-Медведев по-прежнему демонстрирует «болезни роста», в большей степени характерные для реформируемой системы управления, чем для отлаженного механизма реализации государственной политики. Симптомы общеизвестны, - возникающие конфликты интересов, прямое отождествление должности с личностью, лоббирование вне правового поля. Очевидно, что по преодолении данных препятствий можно будет с уверенностью утверждать о том, что государственная система РФ достигла определенной зрелости.
Игорь Чесноков
® integrum

Источник: