Донецкие аграрии упрекают правительство, что своими заявлениями о «невиданном» урожае руководство страны может «обрушить» рынок, и селяне останутся в убытках даже при рекордных показателях сбора зерновых. В современных условиях участники рынка весьма чутки к подобным высказываниям, и на перепроизводство реагируют однозначно – обвалом цен.
Напомним, в минувшую пятницу власти Донецкой области гордо отчитались в том, что в регионе собран первый миллион тонн зерна нового урожая. На полях работает 2,5 тыс. комбайнов, нагрузка на одну машину – 240 га. Средний показатель урожайности составляет 32,5 ц/га, хотя в отдельных хозяйствах достигнута цифра в 60-70 ц/га. В тройку лидеров по среднему уровню урожайности вошли Новоазовский район - 41,7 ц./га; Марьинский район - 37,9 ц./га и Старобешевский район - 36,5 ц./га.
Таким образом, сельхозпроизводители полностью обеспечили свой регион – по официальным данным, годовая потребность области в зерне не превышает 680 тысяч тонн, причем в эту цифру включены не только запросы изготовителей хлеба и макаронных изделий, но даже кондитеров с их печенюшками и тортиками.
По словам заместителя губернатора Кима Берестового, местные аграрии получили свою долю поздравительных телеграмм и комплиментов. Более того, вице-губернатор не исключил даже «некоторое снижение» цен на продукты, хотя даже министр аграрной политики его оптимизма не разделяет. А для основной массы украинских граждан дешевеющие продукты являются понятием, в реальности не существующим.
Правительство, ясное дело, получило очередное подтверждение своим самовосхвалениям на тему «невиданного» сбора зерновых и поспешило приписать себе все заслуги. Как будто у нас и земля родит только потому, что «берегиня» в белом на своем посту о державе радеет да о биомассе убогой…
В Донецке любят шутить, что правительство Тимошенко по своим действиям, заявлениям и образу мышления напоминает советский Совмин больше, чем любой другое правительство за всю историю Украины. «Отнять и поделить» мы уже проходили, настойчивое желание осчастливить всех подряд за счет государства – тоже. Теперь добрались до рекордных урожаев «благодаря партии и правительству».
Все, кто жил тогда, помнят, чем эти урожаи оборачивались для страны и народа. Во-первых, на уборку бросали всех, кто попадался под руку – студентов, солдат, школьников и пр. Но самое плохое заключалось в том, что плановая административно-командная экономика не могла переработать больше строго лимитированного количества сельскохозяйственной продукции. В итоге «невиданные» урожаи гнили в хранилищах, а то и прямо в поле, за исключением того, что успели растащить по домам отдельные предприимчивые граждане.
Те, кто думает, что с тех пор что-то изменилось, просто невнимательно читают газеты и смотрят телевизор. Потому что в странах с рыночной экономикой правительство понимает, что любые его громкие заявлениям вызовут колебания на рынке. Более того, такие колебания принято учитывать и прогнозировать. Да еще и анализировать, неизбежно вновь и вновь приходя к выводу, что в большинстве случаев лучше жевать, чем говорить.
Если судить по информации донецких сельхозпроизводителей, нынешний Кабмин как был «совком», так и остался. В лучших традициях – с караваями, поздравительными телеграммами и соцсоревнованием. Сразу же после заявлений Юлии Тимошенко о том, что урожай у нас будет невиданным и рекордным, рынок произвел очевидные в таких случаях коррективы.
По словам руководителя сельскохозяйственного подразделения ММК имени Ильича Николая Каиры, на сегодняшний день цены оптовых закупщиков снизились настолько, что зерно выгоднее продавать в государственный Аграрный фонд и Госрезерв. Родное государство закупает у крестьян зерно по 1251 грн. за тонну. Трейдеры, базирующиеся в Мариупольском торговом порту, - по 1060 грн. Ожидается, что в ближайшее время цена упадет еще больше. Председатель Ассоциации фермеров Донецкой области Григорий Демьяненко эту информацию подтвердил, добавив, что наряду с падением цен на сельхозпродукцию, крестьяне так и не дождались обещанного дешевого топлива. Самые бессовестные трейдеры уже пытаются менять зерно на «дизель» в пропорции один к одному – тонна зерна за аналогичный объем топлива.
По мнению Каиры, в первую очередь обвал цен спровоцировали именно чересчур хвастливые заявления правительства. «Все это быстро схватывается, быстро аккумулируется – и вот, упала цена на зерно», - отметил аграрий. Добавим, что в данной ситуации отечественные и зарубежные скупщики действуют совершенно одинаково. Можно ли назвать умным правительство, которое своими действиями и заявлениями создало ситуацию, позволяющую задешево вывозить зерно из своей страны? Да еще в условиях мирового продовольственного кризиса? А из механизмов противодействия есть только административный запрет на экспорт.
Таким образом, рентабельность экспорта зерна растет на глазах, а рентабельность самого сельского хозяйства – падает. Ким Берестовой утверждает, что в своих «колхозных» стратегических планах власти Донецкой области планируют увеличивать долю посевных площадей, отведенных под зерновые культуры с тем, чтобы довести до 55%. Но реальности рыночной экономики могут вмешаться в эти радужные планы. Сельхозпроизводители, в свою очередь, говорят, что сегодня рентабельно выращивать только две культуры – подсолнечник и рапс. Когда крестьянин выбирает между выращиванием пшеницы (почем ее покупают, мы уже знаем) и подсолнечника, за который «Каргил» с радостью заплатит 3 тыс. грн. за тонну, не нужно быть Нострадамусом, чтобы с большой долей вероятности угадать его выбор.
Впрочем, черт с ними, с высокими материями рыночной экономики и межгосударственных отношений на вечную тему хлеба насущного. Собранный рекордный урожай, как и в старые добрые советские времена, элементарно негде хранить! О чем говорят уже совершенно открыто. В Донецкой области эта проблема, по всей видимости, тоже станет острой в ближайшее время. В нашем регионе 31 элеватор общим объемом 1,1 млн. тонн. Чтобы хранить первый миллион, места хватает. Но если прогнозы властей оправдаются, и общий урожай составит более 2 млн. тонн, зерно придется срочно куда-то девать. Было бы наивно полагать, что трейдеры из Мариупольского порта этого не видят и не учитывают.
От рекордных урожаев украинские крестьяне не получили ничего, кроме головной боли. Государство попиарилось на хлеборобах, заработав несколько рейтинговых очков ввиду предстоящей президентской кампании. Чтобы они слишком не зажирались, селян поспешили ограбить продавцы топлива и удобрений, потом – зернотрейдеры. Все обещания о поддержке «отечественного производителя» как были болтовней, так и остались. А вечный вопрос «куды теперь крестьянину податься?» остается без ответа…