Вы здесь

Украина. Молочная дилемма

Перейти к полной версии/Вернуться

Кризис в отечественном молочном производстве можно преодолеть, если интерес инвесторов будет подкреплен стройной системой господдержки

В первые за годы независимости в Украине открылось новое, построенное с нуля молокоперерабатывающее предприятие. Компания «Терра Фуд» запустила в эксплуатацию молочный комбинат в Белоцерковском районе Киевской области, который будет выпускать цельномолочную продукцию. Инвестиции в проект составили 30 млн долларов. Как сообщил председатель совета директоров компании «Терра Фуд» Вадим Чагаровский, комбинат в течение трех лет рассчитывает занять шесть процентов украинского рынка цельномолочной продукции. «В последние годы молочные предприятия активно модернизировались, но новые заводы никто не строил», — говорит директор консалтинговой компании «Инфагро» Василий Винтоняк.

Ввод в эксплуатацию Белоцерковского молочного комбината подтвердил растущий интерес инвесторов к этой отрасли.

Рядом с магистралью

Появление новых переработчиков, а также расширение производственных мощностей прежних игроков повысит спрос на сырое молоко
Инициатором строительства Белоцерковского молочного комбината выступил бывший генеральный директор компании «Галактон» Вадим Чагаровский, покинувший ее в 2004 году. Инвесторами нового проекта стали несколько одесских бизнесменов, уже работавших к тому времени в масложировой промышленности. Белоцерковский район выбрали в том числе из-за близости к столице и автомагистрали Киев—Одесса. Участок под новый завод площадью 6,3 га выкупили в феврале 2006-го за смешную по нынешним временам сумму — 1,2 млн долларов.
Однако дальше дело застопорилось — не хватало средств. Поэтому в декабре прошлого года недостроенный завод продали компании «Терра Фуд». Она была создана в 2006 году как управляющая структура для нескольких предприятий пищепрома Украины. Наиболее известная ее торговая марка — «Тульчинка». С новым инвестором удалось быстро завершить строительство и пустить завод в эксплуатацию. Зонтичным брендом предприятия является MilkLife. Под ним уже выпускаются продукты в премиум-сегменте в стеклянной бутылке Premialle, в среднем сегменте — под торговой маркой «Белая линия». Кроме того, этой осенью на предприятии собираются производить детское молочное питание BabyLife (молоко, кефир, йогурт).

Белоцерковский молочный комбинат намерен закупать сырье только у сельскохозяйственных предприятий.Лишь у таких поставщиков можно найти сырое молоко высшего качества. Однако эксперты сомневаются, что новое предприятие легко найдет необходимый объем сырья на рынке. Из всего закупаемого переработчиками сырого молока только 20,5% приходится на крупные хозяйства, и спрос значительно опережает предложение. Если весной и летом (в период сезонного роста производства сырого молока) переработчики резко занижают закупочные цены на сырье у населения, то у крупных хозяйств они приобретают его по стабильным расценкам.

В Киевской области ситуация немного лучше: здесь на специализированных фермах производится 40% молока. Однако и борьба за него в столичном регионе острее. «Новое предприятие будет конкурировать за сырье в основном за счет повышения закупочной цены», — считает Василий Винтоняк. А вот генеральный директор Белоцерковского молочного комбината Андрей Раенок говорит, что намерен привлекать поставщиков программами долгосрочного партнерства.

Заводы просят сырья

Появление новых переработчиков, а также расширение производственных мощностей старых повысит спрос на сырое молоко. А значит, усилится интерес новых инвесторов к молочному животноводству. «Производство молока может быть прибыльным даже при относительно неблагоприятной конъюнктуре. Но лишь при условии введения современных технологий, которые будут гарантировать высокую продуктивность и качество молока. Только такие предприятия могут быть успешными», — отмечает руководитель группы экспертов ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Владимир Лапа.
Примером успешной модернизации может служить сельхозпредприятие «Хлебороб» в селе Зозулинцы Винницкой области. Директор хозяйства Николай Сениченко затеял строительство новых коровников, а у австралийской компании Westfalia приобрели так называемую карусель для доения коров. В прошлом году был возведен первый коровник, а в августе намечается запустить коров и во второй. Всего здесь будет содержаться 650 животных (сейчас у фермера 580 коров отечественных пород). Инвестиции в модернизацию «Хлебороба» за два года составили 12 млн грн. Новое оборудование позволяет предприятию производить ежедневно около восьми с половиной тонн молока высшего сорта.

Всю продукцию продают на молокозавод компании «Люстдорф» в городе Ильинцы Винницкой области. В то время как закупочные цены на молоко от населения постоянно колеблются, «Хлебороб» в последние полгода продает его этой компании по стабильной цене — 2,40 гривни за литр. Это дает возможность предприятию работать со стопроцентной рентабельностью. «Крупному хозяйству намного легче добиться приемлемой цены от покупателя, нежели населению», — говорит Василий Винтоняк.

Им надо помочь

В целом молочная отрасль никак не выйдет из кризиса, начавшегося после распада СССР. Потребление молока и молочных продуктов остается на очень низком уровне. Научно обоснованный рацион потребления молочной продукции — 380 кг на человека в год. В 2007-м в Украине этот показатель составлял лишь 220 кг, а в нынешнем году и того меньше.

Структура продаж молока сельскохозяйственными предприятиями перерабатывающим заводам
Улучшить ситуацию можно двумя способами: либо наращивать импорт и таким образом отрезать все возможности восстановления продовольственной независимости страны, либо поддерживать собственное производство и стимулировать приход в отрасль новых крупных инвесторов. «В России действует частичная государственная компенсация стоимости строительства молочных ферм, в Белоруссии на это выделяют беспроцентные кредиты. Если Украина не начнет использовать их опыт, она может значительно отстать от соседних стран в развитии молочной области», — констатирует Владимир Лапа. В нашей стране пока в основном применяется частичная компенсация процентов по банковским кредитам. Активизировать приход инвесторов в отрасль могла бы отмена уплаты сельхозтоваропроизводителями налога на добавленную стоимость на импорт скота и оборудования для животноводческих комплексов. Соответствующийзаконопроект был подан в Верховную Раду в начале июля.

Структура розничных продаж упакованного молока
Увеличение количества ферм будет способствовать насыщению рынка, росту конкуренции и, соответственно, стабильности или даже снижению цен. Использование новых технологий поднимет производительность, сократит издержки и уменьшит себестоимость продукции. В условиях подорожания продовольствия Украина сможет выйти на мировые рынки с более дешевой, нежели у конкурентов, продукцией аналогичного качества.

В России помощь от государства уже дала результат. Как сообщил 27 июня министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев, за последнее время там ввели в строй около 200 новых животноводческих комплексов на 126 тыс. коров, модернизировали 800 молочных ферм с использованием современных технологий содержания. По данным Федеральной службы государственной статистки РФ, в России уже второй год подряд растет производство молока.

Похоже, крупный украинский бизнес уже понял, что крупнотоварное молочное производство в Украине имеет хорошие коммерческие перспективы. По данным Госкомстата, количество предприятий, в которых надои молока превышают шесть тысяч литров на одну корову, уже достигло двух сотен. Однако ускорить развитие таких предприятий будет невозможно, если государство не начнет оказывать системную поддержку.

Известный игрок

Управляющая компания «Терра Фуд» — это крупный производственно-торговый холдинг, ведущий три направления бизнеса: молочное, мясное и агропромышленное. В его состав входит восемь предприятий по переработке молока — Белоцерковский молочный комбинат, Тульчинский маслосырзавод, Решетиловский маслосырзавод, Крыжопольский сырзавод, Вапнярский молокозавод, МогилевПодольский молокозавод, Новоодесский маслосырзавод, Корнинский сырзавод. Доля предприятий холдинга на рынке спрэдов составляет 35,7%, твердых сыров — 10%. В процессе становления находятся проекты компании на рынке плавленых сыров (намечено достичь 10–12% рынка). Мясное направление представлено Тульчинским мясокомбинатом, агропромышленное — агрокомплексом «Зеленая долина», обрабатывающим 26 тыс. га (в его состав входит 15 предприятий). Основная деятельность агрокомплекса — выращивание и переработка сахарной свеклы, производство сахара, а также животноводство.

Главная проблема — качество

Инна Ильенко, эксперт аграрных рынков ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»:

— В нашей стране продолжается снижение производства, стагнация отрасли животноводства. В то же время украинские переработчики молока имеют большой потенциал наращивания производства этого продукта и оптимизации использования имеющихся ресурсов. Введение новых технологий и систем управления качеством, повышение квалификации работников молочных ферм, качества управления сельхозпредприятиями, дальнейшая реструктуризация отрасли приведут к постепенной стабилизации объемов производства и улучшению качества молочного сырья. Это позволит расширить рынки сбыта, в первую очередь в странах Европейского союза. Ведь именно качество молочного сырья является одним из основных препятствий для выхода отечественной продукции на мировой рынок.

Источник: