В последнее время проблемы в области сева зерновых культур находятся в центре внимания общественности, однако правительство упорно молчит, или в лучшем случае ограничивается стандартными отговорками. Складывается впечатление, что определенные круги заинтересованы в развале отечественного зерноводства. В прошлом году посевные площади под озимую пшеницу сократились на 16,5%, но даже этот тревожный сигнал не встряхнул соответствующие органы. Специалисты же воспринимают этот процесс как ответ фермеров на безразличие правительства к организации заготовок зерна. В прошлом году в стране пшеница была посеяна на 777,6 тыс. га, что на 153 тыс. га меньше, чем в предыдущем году – крайне негативный факт для страны, не обеспечивающей себя зерном, хотя и имеющей такие возможности. Заведующий отделом растениеводства Министерства сельского хозяйства Сабир Велиев объясняет сокращение посевных площадей финансовыми убытками, с которыми сталкиваются многие фермеры вопреки субсидиям под зерновые культуры. По его словам, фермерам приходится продавать пшеницу за 8-12 гапиков за килограмм, хотя себестоимость ее составляет 14 гапиков.
С 2006 г. правительство выдает субсидии под пшеницу, но фермеры регулярно сталкиваются с проблемой сбыта, и поэтому министерство предлагает создать государственной акционерное общество по заготовке сельскохозяйственной продукции.
Ясно, что такое положение представляет собой прямую угрозу продовольственной безопасности страны. Оправдываются пессимистические прогнозы о положении в отечественном зерноводстве. В целом проблемы отрасли состоят в трудностях сбыта продукции и трудностях со средствами для посева пшеницы. Государственная субсидия в сумме 40 манатов на каждый гектар посевов пшеницы не покрывает затрат, которые несут фермеры, и к тому же деньги выплачиваются уже по окончании посева, и никакой пользы фермеру не приносят. А главное – слишком много сведений о том, что даже эта половинчатая субсидия нередко до адресата не доходит. Результаты проведенного Министерством финансов разбирательства оказались плачевными: во многих районах присвоение средств, выделенных на субсидии, приняло массовый характер. Собранные данные переданы в Кабинет министров.
В прошлом году в стране на 1,1 млн. га собран урожай зерновых в 2,83 млн. т. По данным Министерства сельского хозяйства, часть урожая остается на складах фермеров, ибо не находит сбыта. Зерновой фонд не желает покупать у фермеров урожая, ссылаясь на низкое качество. Это означает, что во время весеннего сева предстоят еще более серьезные проблемы. Еще в прошлом году фермеры отказывались убирать урожая зерна из-за чересчур низкой цены, и прибывшие для уборки комбайны были возвращены обратно. На рынке пшеница стоила 7-8 гапиков за килограмм. Фермеры продавали посевные угодья пастухам под пастбища. Все это привело к сокращению осенних угодий.
Правительство должно понять, что потоки нефтедолларов следует расходовать не только на строительство мостов и помпезных сооружений, но и поддержку сельского хозяйства, в первую очередь зерноводства путем государственного заказа фермерам, а также покрытия их расходов во время сева, а иначе говоря – на обеспечение продовольственной безопасности страны. Все это вполне под силу нынешнему государственному бюджету. Не следует забывать, что сегодня в сельском хозяйстве занято 40% работающих (в нефтяной промышленности- 1,5%). Правительство же по непонятной причине избрало в качестве приоритета транспорт, на который приходится менее одного процента занятого населения.
Гадир Ибрагимли, эксперт по экономике