Вы здесь

Белоруссия. Чтобы узнать цену фермерскому хлебу, семья могилевчан уехала в деревню

Перейти к полной версии/Вернуться

«Опомнись, у тебя в Могилеве квартира трехкомнатная, работа хорошая, а в деревне что делать будешь с тремя малыми детьми?» — когда–то пытались вразумить Ингу друзья. Теперь приезжают к ней семьями — отдохнуть, попить парного молока, отведать домашнего творога, сметанки. В гости к фермерше Шаговой напросилась и корреспондент «СБ». Понять, как она решилась променять городские удобства на село...

Каждой твари по паре
Деревня Сидоровичи от Могилева километрах в двадцати. Довольно большая — дворов 200, есть сельсовет, школа, ФАП...

— Места тут красивые. Я когда впервые приехала, сразу решила: переселюсь, — вспоминает Инга. — Решение пришло само собой. Я в декретном отпуске была, работала в ООО «Вейнянский родник». И должность — инженер по маркетингу и рекламе, и зарплата устраивали, но такой я человек: если что задумала, обязательно сделаю. Так в 1999–м с мужем и тремя детьми перебралась в Сидоровичи, обменяла квартиру в Могилеве на деревенский домик. На оставшиеся деньги купила скотину, кое–что из техники... Дом до сих пор в порядок приводим, несколько комнат пристроили, теперь их всего пять. С нуля вообще начинать тяжело. Когда приехала, толком и не знала, чем заниматься буду. Вскоре поняла: растениеводство — это не мое. Кролики, гуси, свиньи и куры тоже «отсеялись» быстро. А коров, напротив, стало прибывать: две, три, пять... Сегодня их 17, плюс два быка, 7 телят...

Стакан парного молока
«Нам бы молочка свеженького — внучата в гости приехали, — не осталось у тебя?» — заглянула в хату старушка.

— Каждый день соседям — своим и из близких деревень — по 30 трехлитровых банок молока развозим, а все мало. Бывает, и себе не остается, — рассказывает Инга. — А еще творог, сметану продаем. Местные нас хорошо приняли, хотя какое–то время присматривались. В деревню ведь кто из города переезжает — пенсионеры, пожелавшие на старости лет пожить на природе, а квартиру городскую детям оставить, или молодежь, собственное жилье пропившая. Когда я сюда переселилась, мне 33 года было. Сельчане думали, наверное, что мы с мужем тоже гулять начнем, а мы впряглись в работу. Я коров растила, муж по предложению председателя местного сельсовета стал индивидуальным предпринимателем, помогает приусадебные участки обрабатывать: поле перепашет, прокультивирует, зерно, картошку посадит, уберет.

Своих кормилиц и Инга, и ее муж Владимир знают «в лицо». «Это — Малинка, — показывают на пеструю корову. — Молока больше всех дает — 35 литров в день. Та, с пятном, которая всех бодает, — Жадина. Она и маленькая всех от кормушки отгоняла. А которая от стада оторвалась — Непоседа. Если в загоне забор сломан, сразу ясно: ее копыт дело...

Земля до востребования
Шаговские буренки на молоко щедрые. В год Инга сдает государству около 30 тонн. Правда, в этом году молочные реки несколько обмелели. «Когда мы в Сидоровичи приехали, коров на лугу за домом пасли, — рассказывает Инга. — Но эти земли хозяину — ОАО «Агрокомбинат «Восход» — понадобились, сад выкорчевали, поле разровняли. Пришлось новое пастбище искать — поголовье–то увеличивалось. Председатель «Восхода» помочь не смог: у толкового хозяина лишней земли не оказалось. В райисполкоме тоже руками развели: поблизости свободного участка нет, разве что в пойме Днепра, километрах в 15... Когда речь зашла о коровнике, предложили реконструировать ферму, от которой остался один фундамент. Вот и вышло, что сегодня нам приходится пасти стадо далеко от дома. Коровы туда 5 километров и обратно столько же топают, а на каждом километре буренка теряет литр молока! Обидно. А в прошлом году сенокос дополнительный понадобился, пошли к председателю Могилевского райисполкома Александру Розганову. Выделил. И очень удивлялся, что в его районе, оказывается, есть люди, сдающие государству по 30 тонн молока. Мол, мы за 7 тонн телевизор в подарок давали, как же вас обошли!»

— Нехорошо получилось, — не отрицает Александр Иванович. — Видимо, ни в сельсовете, ни в ОАО «Агрокомбинат «Восход» не сочли нужным подать в исполком сведения об этих людях. Мы же против фермеров ничего не имеем, у нас в районе их больше десятка, толковых много — Коршунов, Зайцева, Иванова. Последняя, кстати, давно фермерством занимается, так уж вышло, что земли вокруг Сидоровичей ей выделены, потому и не нашлось для буренок Шаговой пастбища у дома... Будем искать варианты.

Один вариант Шагова нашла сама. Ее стадо пасется сегодня на Быховщине, в приграничной с Могилевским районом деревне Прибережье. Председатель СПК «Следюки» Быховского района Андрей Дрозд пошел навстречу начинающему фермеру (фермерское хозяйство Шагова зарегистрировала в этом году, и находится оно на территории Быховского района): «Если есть у людей желание, пусть работают. Еще одно пастбище им выделили, на лугу — 50 гектаров, бывший свинокомплекс в аренду сдали». «Свинокомплекс этот несколько лет не эксплуатируется, на его реконструкцию немало средств и времени понадобится, — муж Инги Владимир вызвался показать мне будущий коровник. — Полы стелить надо, крышу менять, да и внутри все переоборудовать, дойку смонтировать. Здесь и другие постройки есть, рядышком свинарник сделаем, овец поселим, теплицы будут. Конечно, деньги нужны немалые, а кредит на реконструкцию нам не дают».

Кредитная история
— С кредитами вообще туго, — подхватывает Инга. — Когда я еще официально фермером не была, попыталась взять кредит на покупку коров. Несколько банков обошла, честно говорила: сдаю молоко государству, имею стабильный доход миллиона полтора в месяц. Меня внимательно слушали и... отказывали. Дескать, вдруг с вашими коровами что случится. Приходилось обращаться к друзьям, они кредиты на мебель оформляли, а мы, покупавшие коров, деньги банку возвращали.

3,5 тысячи долларов кредита Шагова все же взяла. В Беларусбанке. Нашла поручителей, за эти деньги не только буренок, кое–что из техники приобрела. Половину кредита уже погасила, хочет взять новый. На увеличение дойного стада. «Мне бы голов 100, — мечтает Инга. — Тогда, глядишь, и работала бы с хорошей прибылью. А пока все, что зарабатываем, идет на хозяйство — коров ведь кормить надо, ветпрепараты покупать, да и техника денег «ест» немало. Она у нас старенькая, нашим трактором если неудобицу перепахать, это его последний рабочий день будет. С техникой, надеемся, выручит лизинг. А на приобретение хотя бы еще 30 буренок нужно примерно 45 миллионов. В Белагропромбанке, где у нас счет открыт, долго интересовались, что я могу в залог дать, может, машина хорошая есть? Пришлось объяснять, что мое дело прибыльное, молоко — продукция, которая ежедневно приносит деньги и имеет неограниченный сбыт. Пообещали дать миллионов 30. Фермерским хозяйствам на приобретение основных средств производства выделяется льготный кредит, но под основные средства подпала только техника. Хотите коров — берите под 14 процентов годовых. Мы и на такой согласны: если стадо будет расти, деньги вернем без проблем. Только я в Быхов уже третий раз ездила, а дальше обещаний дело пока не пошло».

«Копейка» рубль бережет
— Не жалеете, что пустились в такую авантюру? — прощаясь, интересуюсь у Инги. — Дети не упрекают, что из города их увезли?

— Когда мы начинали работать на земле, думали: через годик поменяем свой 30–летний, брюхом цепляющий землю «жигуленок» на хороший автомобиль, потом сыну мотоцикл купим, дорогой мобильник дочери. А вышло, что деньги все время шли на хозяйство, так что на старенькой «копейке» ездим до сих пор. Забот много, мы с мужем с утра до вечера по хозяйству управляемся, зимой вообще порой ночами не спим, если несколько коров одновременно растелиться должны, дежурим в коровнике. Так что дети, возможно, чего–то и недополучили. Но они на нас не в обиде. Им деревенская жизнь нравится. Маша сегодня в горецкой БГСХА на экономиста учится, Витя — в витебском колледже, будущий ветеринар. Вернутся в деревню специалистами, помогать будут. А сожалений о том, что город на деревню променяли, нет. Хочется работать, а все остальное, надеюсь, приложится...

Комментарий
Первый заместитель председателя Быховского райисполкома Олег Грудов:
— В нашем районе 6 фермерских хозяйств. Два — на грани закрытия, остальные, к сожалению, также особо перспективными назвать нельзя. Причем все фермеры занимаются исключительно растениеводством, если и держат коров, то исключительно для себя. Так что такие, как Шагова, нам нужны, потому и пошли навстречу — пастбище выделили, свинокомплекс в аренду сдали. Вообще–то мы ей предлагали другую ферму, получше этой, но она от ее дома в Сидоровичах далековато, а перебираться к нам в район семья отказалась. Что ж, пусть трудятся в Прибережье, а мы чем сможем поможем. С электричеством, лизингом для приобретения техники. Люди горят желанием работать, а значит, толк будет.

Автор публикации: Ольга КИСЛЯК

Источник: