Вы здесь

Тверская область. Плохо стало с молоком

Перейти к полной версии/Вернуться

По официальным данным, потребление многих продуктов в расчете на душу населения значительно снизилось. В этом ряду стоят молоко и творог, ценность которых для человеческого организма особенно высокая. Их меньше стали употреблять не только потому, что дорого, а негде купить. Такая проблема теперь даже на селе – просто абсурд. В сельских детсадах, летних школьных лагерях и приютах детей кормят разведенным сухим порошком или сгущенкой.

В пастбищный сезон, когда идет большое молоко и у крестьян появляется возможность побольше заработать, заготовители снижают закупочные цены. Разница по сравнению с зимними периодами значительная. Хозяйства Бежецкого района продавали зимой молоко по 15 рублей за литр, летом – почти в два раза дешевле. В ряде районов молоко первого сорта закупается сейчас по 7 рублей с копейками за литр. Есть где и дешевле... Например, в Сандове - по 6 руб. с копейками.
Руководители крупных хозяйств, где выживают за счет животноводства, подсчитывают, сколько потеряли от падения закупочных цен. Получаются десятки тысяч, которых так не хватает на выплату зарплаты, на запчасти, на солярку.
По существу, цены на продукцию должны бы определять производители, но в реальности все наоборот, им приходится сдавать по той, какую им диктуют.
На молокозаводах по этому поводу приводят такой аргумент – летом скот на дешевых зеленых кормах, затраты меньше. Однако такое положение было не всегда. На памяти руководителей сельскохозяйственных предприятий, - в советскую пору закупочные цены на продукцию круглый год были стабильными. В последние три года они к лету падают, хотя на солярку, электроэнергию, запчасти и прочее растут.
Произвести литр молока – это не рыбку из пруда выловить. Отрасль затратная. Летом также нужно давать животным комбикорма, платить людям зарплату, ремонтировать механизмы. При этом в колхозах апеллируют к цифрам. Солярка стала стоить 24 руб. с копейками, в три раза дороже молока. Раньше пропорция была наоборот. Ситуация складывается ненормальная. В нынешних условиях невозможно развивать животноводство.
В трех крупных хозяйствах Бежецкого района – «Новая жизнь», «Красный льновод» и «Подобино» удерживают поголовье скота на одном уровне. А в целом по району оно сокращается. По данным отдела департамента сельского хозяйства на
1 апреля числилось 16692 головы крупного рогатого скота, с начала года убыло 719. Вырезают и маточное поголовье. Раньше здесь было 36 тысяч коров, сейчас 5,5 тысяч. В этом году дойное стадо уменьшилось на 306 коров (по данным на 1 апреля). Надой в среднем от каждой коровы остался на уровне советской поры, а это значит, что производство молока с каждым годом снижается. Так обстоит дело в районе, который считается одним из благополучных по животноводству.
Объемы невелики, но и с ними переработчики «плачут». Нет сбыта продукции. Закупается сырье по низким ценам в Белоруссии, а свое не востребовано. Это одна из причин снижения закупочных цен.
Бежецкий молзавод прежде производил сметану, творог и другие продукты для бюджетных учреждений и торговой сети, сегодня работает в одном профиле – перерабатывает сыворотку, выпускает заменитель молока для животных. Хозяйства сдают молоко на заводы соседних районов.
Очень сложное положение на известном в области Кузнецком заводе. Ему был присвоен статус госзаказчика областной комиссией на полгода, до 1 июля, и далее пока не продлен. А это значит, что хозяйства, которые поставляют сюда молоко, могут не получить дотации из бюджета. Завод может потерять постоянных поставщиков.
Что касается дотации за животноводческую продукцию, то они мизерные.
-В этом году из областного бюджета обещают направить за реализованное молоко 160 миллионов рублей субсидии. Цифра внушительная, но она ни о чем не говорит. Надо подсчитать, сколько выделено дотации на один литр молока, и получится – копейки. Поддержка отрасли пока еще очень слабая, - считают в колхозе «Красный льновод».
В результате такой политики во многих поселениях не остается коров в общественном и частном секторе, негде купить молоко. В детские учреждения Бежецкого района завозится молоко в пакетах из Сонкова. Оно совсем не то, что цельное, прямо от коровушки. В соседних районах – в Весьегонском, Сандовском, где положение в животноводстве еще хуже, в детских садах, летних лагерях детей кормят сгущенкой и сухим молоком. Не видят настоящего молока в здешних приютах для престарелых, которые расположены на селе.
Даже в крупных поселениях, где на ферме и у частников еще есть коровы, в детсадах питаются разведенным молочным порошком, импортным. Дело в том, что сегодня сложно договориться и с колхозом, и с частником. Владельцы личных коров, чтобы продать молоко в детский сад, должны ездить в город, брать справку в ветеринарной службе, заплатить за нее около 300 рублей. Кому это надо? По этой причине перестали и колхозы обеспечивать молоком местные детские учреждения, хотя им нужен сбыт, нужны деньги.
По районам северо-восточного куста удалось найти лишь три колхоза, которые сохраняют связи с садами и школами, кормят их настоящим молоком прямо с фермы.
В средствах массовой информации прошло сообщение о том, что в страну завезена огромная партия сухого молока из США, а оно с вредными для здоровья человека добавками. Как знать, может быть оно прошло и по детским садам?
Буренка всегда почиталась как кормилица. Но в наши дни она не в почете, а потому едят дети кашу из сухого молока, поставки которого из-за границы в этом году, по официальным сведениям, возросли в два раза.

Источник: