Какой прок государству дотировать сельхозпроизводство, если отдачи не видно — деньги уходят, словно в песок...
Что же может наш аграрный сектор?
Касательно сельского хозяйства редко кому из политиков до конца удается понять, что накормить людей, дать им вволю, условно говоря, хлеба — значит победить обстоятельства, время, соперников.
Вот, например, «Украинский прорыв»! Почему его не восприняли, начали хаять, оплевывать или смеяться над ним? Потому что почувствовали силу пружины, испугались те, кто не хочет истинного национального подъема и вообще порядка. Ведь этот лозунг мог бы трансформироваться в некую конкретику — Запорожский прорыв, любой районный и т. д. То есть, он сначала бы потребовал предметного анализа ситуации, а затем программных действий. В частных разговорах с руководителями района не раз оговаривалась эта необходимость и возможность, но отмахнулись... В силу политической инерции и эгоизма. Ну, если не «прорыв», тогда другое — давайте кинем лозунг примерно такой: «Райцентр N — территория реформ!». Но и от этого многие втягивали голову в плечи, а не поднимали глаза в озарении...
Но что интересно, именно приморцы в свое время (оно было застойное, тяжелое в смысле интенсивного, а не экстенсивного развития сельского хозяйства) изобрели форму движения и провозгласили ее. Для себя. Эта формула потом сработала на всю Украину и Союз. Вот ее незамысловатая суть: «Каждому полю — Знак качества». Аграрии района, политическая власть наполнили лозунг содержанием. И получилось невероятное: полю лишь тогда давали знак качества, если оно возделывалось строго по технологии — семена, удобрения, все виды работ. Дошли до того, что специальная комиссия смотрела прямолинейность всходов. За все виды операций ставились баллы, а в итоге нужно было достичь потолка. И старались в одном, в главном, в важном — подымали агрофон, улучшали потенциал земли, ее плодородную силу. В целом — работали над культурой земледелия. В результате район вышел в передовики. Земля буквально стреляла результатами. Где все это теперь?! Или что-то подобное, говорящее о стратегической линии?
Спустя многие годы после того времени Приморский аграрный потенциал (растениеводческий) срабатывает и сейчас. По инерции. Во многих случаях. Кто-то даже понять не может, как пояснить ситуацию: ничего не делается особенного, а урожай есть. Лучший, чем у других. Все потому так, что работа на конкретику, на единую цель воспитала кадры. Персонал подбирался под идею. Эту задачу надо ставить и сейчас: чего же мы хотим в аграрном секторе, на конкретной территории? И согласно этой задаче нужно и обставляться кадрами, которые «потянут» дело, а не будут балластом. Старые специалисты до сих пор работают в трети хозяйствах и держат их на плаву — регулируют нормы высева, комбайны на минимум потерь и т. д.
Но в условиях распаевки земли и частного производства сформировался теневой маркетинговый рынок. В прошлом году хозяйства Приморского района выручили за подсолнечник более 50 миллионов гривен. И где они, деньги?! Вложены в воспроизводство, социалку? Ничуть — села остаются бедными, а руководители-аграрии по привычке ругают Киев за высокие цены и их неадекватность. Доколе так будет? Уйти от этого — значит добиться организации торгов через биржу. Но туда никого не загонишь. Так какой прок государству дотировать сельхозпроизводство, если отдачи не видно? Деньги уходят, словно в песок...
Можно бы попробовать и формировать району оптовые партии зерна, подсолнечника, иметь дело с конкретным трейдером и играть на цене. Тоже не хотят, не пойдут на это. Ведь каждый сам по себе, все «прибито» и «схвачено», поэтому не стоит умиляться высокому урожаю — цена на хлеб все равно будет высокой. Руководители хозяйств могут на претензии отвечать: мы же налоги платим, чего еще? Это правда — платят. Так называемый сельхозналог. Это как раз то, что идет в местный бюджет. Но он финансированный, этот налог. Госбюджет должен пополнять налог на прибыль. И вот здесь — темный лес: откуда прибыль? Убыточные мы! Преинтереснейший вопрос: какой же уровень финансовых доходов от аграрного производства района — не в фактических даже цифрах, а хотя бы в процентах, в разрезе доходной части всего бюджета? Никто не ведает. Так как мы работаем? Люди, которые должны бы всю раскладку знать, как свою ладонь, поясняют, что-де главное в бюджете — налог с физических лиц, за землю и т. д. Это понятно, известно. Но только ли от повышения зарплат мы можем выходить на финансовую обеспеченность конкретных сельских территорий? Через семена, удобрения, технологии, общий менеджмент — нужно идти к более высокой продуктивности. И критерием результата брать не то, работаешь ты или не работаешь, производишь или не производишь — а то, сколько дает гектар пашни!
Потому-то наступило время крепко подумать о модели села в условиях рынка и новых технологий. Но разве это не задача власти?