Консервная отрасль Краснодарского края на подъеме
В департаменте сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности подведены итоги работы консервных предприятий Краснодарского края в 2009 году, намечены задачи на текущий год.
В совещании приняли участие специалисты департамента, руководители консервных предприятий. Провел совещание заместитель руководителя департамента С.Ю. Орленко.
Если говорить об итогах, то консервная отрасль показала неплохие результаты работы. В прошлом году объём производства плодоовощной консервной продукции составил 935 миллионов условных банок. Было переработано 170 тыс. тонн плодов и овощей. Из них 60 тыс. тонн - овощей, выращенных самими консервными предприятиями, остальной объём -закуплен в хозяйствах края или за пределами Кубани. В краевой консолидированный бюджет перечислено 213 млн. руб. налогов – это на 26 млн. больше, чем в 2008 году.
На большинстве консервных предприятий произведена реконструкция и модернизация основного производства, обновлены технологические линии, здания. Это позволило им увеличить объёмы производства, расширить ассортимент выпускаемой продукции, повысить ее качество. Есть в отрасли и свои лидеры - Славянский и Динской консервные заводы, консервные заводы «Интерагросистемы», «Техада», «Полтавские консервы», которые перевыполнили свои годовые задания на 120-150 процентов.
Однако главное внимание участники совещания сосредоточили на тех проблемах, с которыми сегодня сталкиваются консервщики. Прежде всего, это отсутствие полного обеспечения предприятий плодоовощным сырьём. Им не хватало основного вида овощного сырья: огурцов, томатов, баклажан, кабачков. Около 15-20 тыс. тонн этих овощей было завезено из других регионов страны. Для производства томат-пасты, маринованных огурцов-корнишонов, грибов использовались импортные полуфабрикаты из Китая, Индии, других стран. Большие объёмы консервов в межсезонье вырабатывались из сухой сублимированной фасоли и гороха.
Почему так происходит? На этот вопрос дает ответ рынок. Цены на основные виды сырья в Краснодарском крае значительно выше, чем в других российских регионах, а потому предприятиям выгодней оттуда завозить овощи на промпереработку. Даже с учётом транспортных расходов, это дешевле, чем закупать у кубанских сельхозтоваропроизводителей. Например, цена на морковь в средней полосе России составляла 4-5 рублей за килограмм, а на Кубани - 9-10 рублей, килограмм баклажан в Волгоградской области стоял 6-7 рублей, у нас - 12-14, огурцы в Кабардино-Балкарии на 6-8 рублей были дешевле наших.
Для более полного обеспечения предприятий овощами, необходимо развивать и увеличивать собственное производство овощей, прежде всего, используя современные технологии, позволяющие значительно повысить урожайность овощей и снизить их себестоимость.
Второе важное направление, которому краевые власти уделяют огромное внимание, производство овощей мелкими фермерами, предпринимателями на селе, частниками для поставки на переработку на долгосрочной основе.
В текущем году ряд предприятий наметили дополнительно вырастить на своих и арендованных полях 13 тыс. тонн овощей. Также есть намерение установить более тесные связи с сельхозпредприятиями, мелкими фермерскими хозяйствами, ЛПХ, частниками. Наиболее продуктивно сегодня работают с сельхозпредприятиями, хозяйствами малых форм собственности такие предприятия, как «Русское поле-Албаши», АПФ «Лабинский», «Славянский консервный завод», «Техада».
Со своей стороны краевой департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности для оказания предприятиям помощи в обеспечении сырьём подготовил базу данных на 2010 год о производстве овощей средними сельхозпредприятиями, малыми формами хозяйствования, мелких фермерскими хозяйствами, частниками в районах края.
Активно обсуждали участники совещания еще одну проблему - производство стеклотары под нужды консервных заводов. Сегодня ее выпускает и то под заказ только один завод, который находится лна территории Крымского консервного комбината. Заготовка жестяной тары, в отличие от стеклянной, не вызывает особых опасений: в крае ее выпускают четыре завода. Руководители ряда консервных предприятий предложили изучить вопрос о строительстве в крае дополнительных мощностей по производству стеклотары, которую сегодня им приходится завозить из других регионов страны, а также из Украины и Белоруссии.
Шла речь и о том, что задача, поставленная губернатором А.Н. Ткачевым по насыщению рынка края высококачественной продукцией кубанских товаропроизводителей, напрямую касается и консервных предприятий. А для этого нужно активно работать над расширением ассортимента, особенно в межсезонный период, улучшением качества, повышать конкурентоспособность продукции.
Необходимо на весь ассортимент выпускаемой продукции заключать долгосрочные договора на поставку плодоовощного сырья от всех категорий сельхозпроизводителей и готовой продукции крупным торговым сетям, оптовым базам Краснодарского края и другим регионам РФ, чтобы в дальнейшем не возникало проблем с реализацией и соответственно с дефицитом оборотных средств. В тоже время нужно уже заниматься и освоением экспортного рынка - потенциал для этого у консервной отрасли есть.
Были озвучены и ряд других, не менее злободневных задач, в числе которых разработка программы развития консервной отрасли, в которой будет поэтапно отражен рост мощностей на основе реконструкции, модернизации основного производства, формирование нормативной базы технических регламентов, гостов, технических условий, насыщение рынка высококачественными плодоовощными консервами.
Заинтересованно участники совещания обсуждали вопрос о том, что назрела необходимость в единой кубанской торговой марке для продукции консервной отрасли, наподобие той, что есть у виноделов «Вина Кубани». Над этим вопросом будут думать все, чтобы уже в ближайшее время выйти на рынки края и других регионов России с общим брендом - кубанская продукция должна быть узнаваемой.
Информация предоставлена пресс-службой департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края