Вы здесь

Горькая судьба хлеба

Перейти к полной версии/Вернуться

«Не допустить социального взрыва на селе…»
«Мы должны стать ведущей аграрной державой».
Оба эти призыва прозвучали на Алтае.
Два года назад, в канун президентских выборов, Медведев участвовал в беспрецедентном, по его словам, в новейшей истории Всероссийском сельском сходе в столице Алтайского края Барнауле. Туда прибыли сотни крестьян из всех республик, краев и областей. Там он и провозгласил: «…себя прокормить не можем до конца, а мы должны стать ведущей аграрной державой».
С тех пор на фоне глобального кризиса капитализма российское село величают в речах Медведева и Путина как остров стабильности, который завалит мировой рынок излишками зерна. Как локомотив и даже паровоз, который вытягивает всю экономику страны из разрухи.
Однако два года спустя собрались в районном центре, селе Панкрушихе, 117 посланцев из 11 районов Алтайского края. Они приняли обращение к президенту, которое звучит отнюдь не в лад с бравыми рапортами.

Их требования о создании нормальных условий хозяйствования продиктованы «отсутствием уверенности в завтрашнем дне и отчаянием» тружеников села. Они выражают производственные нужды земледельца, экономические интересы державы. Вот уже почти два десятилетия крестьяне бьются за возможность кормить народ своим хлебом на своей земле, по здравому смыслу и историческому опыту. Но как об стенку лбом – бессильны все попытки достучаться и докричаться до захвативших командные посты любителей нетрудовых доходов. До какой же степени все поставлено с ног на голову при насаждении капитализма, если крестьяне ставят вопрос о том, чтобы «не допустить социального взрыва на селе».

Ибо им не оставлено выбора. В обращении приведена в качестве довода трагедия главы фермерского хозяйства, покончившего с собой. «Советская Россия» 14 ноября 2009 года в статье «Интервенты» писала об истоках беды погибшего Александра Черных из села Нижнее Озерное Усть-Пристанского района. Сегодня исполнительный директор районного союза крестьянских (фермерских) хозяйств Святослав Васильевич Агулов рассказывает, что спасти хозяйство Александра Черных не удалось. Однако его землю планируют обрабатывать.

Руководитель районного союза крестьян С.В.Агулов поддерживает принятое в селе Панкрушихе обращение краевого собрания представителей сельскохозяйственного производства. Святослав Васильевич подтверждает общеизвестную истину, что никакого «излишка» зерна не будет, если развивать отечественное животноводство, для которого требуется огромное количество высокобелковых кормов. Он говорит:

– Начинать надо с создания зональных систем земледелия. Почему надо отказываться от того, что уже было и хорошо себя оправдывало? Разработанные на основе науки и передового опыта системы обеспечивали пропорциональное развитие производства, наиболее полное использование возможностей природно-климатических зон. Все упирается в цены. Их должно устанавливать и регулировать государство. Оно должно иметь монополию на зерно и спирт. Устанавливать цены на зерно, мясо и прочие важнейшие продукты. Надо давать госзаказ на нашу продукцию. Без посредников! Крестьяне по договорам с государством станут напрямую поставлять ее перерабатывающим предприятиям. При оправданных ценах будет интерес развивать сельское хозяйство.

Вроде бы что-то похожее прозвучало из уст Путина во время телевизионной беседы с представителями фермерских хозяйств Оренбургской области в августе прошлого года. Он предрек, что в этом году цена на зерно «будет нормальная». Таковой на тот момент она уже не была. Далее последовал мудрый совет.

– Нужно заранее подумать на тему того, что продукция должна быть реализована. Нужно иметь договор и контракт, и иметь их заранее.

Это, конечно, новость, что продукция должна быть реализована, как и то, что контракт в переводе с латыни и есть договор. Но все помнят, что это слово вошло в обиход в СССР с введением «контрактации» – заключения договоров на государственные закупки сельскохозяйственной продукции. Тогда и потребовался этот синоним. А теперь значит ли это, что Путин высказался за возобновление государственных закупок на основе предварительных контрактов? Да нет, видимо, просто залетело каким-то отголоском без всяких обязательств и ответственности.

Практически день в день с алтайскими братьями по классу возвысили голос целинники Адамовского района Оренбургской области. Беда кричит везде русским языком: «Караул!» От имени руководителей одиннадцати крупнейших в области хозяйств директор акционерного общества «Юбилейное» Ильдар Ирмутович Насыбуллин передал заместителю председателя законодательного собрания области Александру Николаевичу Жаркову обращение:

«Положение наших, в общем-то благополучных на фоне области, хозяйств становится просто угрожающим. Цена тонны зерна по сравнению с 2003 годом практически не изменилась и остается на уровне 3,4 тысячи рублей. При этом себестоимость выросла втрое и превышает цену. Убыточны мясо и молоко.

А тем временем цену горючего подняли с 6 тысяч рублей за тонну до 16 тысяч с лишним. Цену электроэнергии увеличили более чем в 6 раз, с 65 копеек до более 4 рублей за киловатт-час. Мы будем вынуждены обесточить механические дойки, остановить технологическое оборудование на животноводческих фермах, оставить без электроэнергии бригадные станы и летние выпаса, инфраструктуру сел.

Практически каждое хозяйство полностью закредитовано, залоговая база недостаточна для получения новых кредитов. Дело идет к банкротству. Молодежь не желает жить в таких условиях и покидает село.

На государственном уровне назрела острая необходимость решений, чтобы создать простые и понятные условия для наращивания производства и реализации зерна, мяса и молока».
Конкретные предложения оренбуржцев и алтайцев по сути совпадают. Основное – усилить регулирующую роль государства. Правление Оренбургского агропромсоюза под председательством Александра Григорьевича Зелепухина приняло заявление в поддержку обращения крестьян Алтайского края к Медведеву. Подобные сообщения поступают отовсюду.

А каков отклик сверху? На недавнем телевизионном совещании о готовности к сезонным полевым работам Путин рассуждал:

– Стабильно высокий урожай – это, безусловно, успех, это хорошо. Но такие успехи теряют смысл, если нет ясности, что делать с этим урожаем, или если это ведет к обвальному снижению цен, для сельхозпроизводства, кстати сказать.

Поразительное суждение: у правительства беднеющей с каждым днем страны «нет ясности, что делать с урожаем»! За безвременье Ельцина – Путина только из посевных площадей забросили третью часть, более 40 миллионов гектаров. Соответственно и средний недобор хлеба по сравнению с советской эпохой. Так откуда излишки и как с ними разделаться?

Отвечает глава Белгородской области Евгений Степанович Савченко. За пятилетку здесь вложено 88 миллиардов рублей в создание мощностей по производству 408 тысяч тонн свинины и 532 тысяч тонн мяса птицы в год. Устроено самое большое свинство и птичий базар в России, как восторгался герой оперетты. И тут об излишках. Комбикормовая промышленность области использует около 2 миллионов тонн зерна и его не хватает. Требуется закупать в соседних областях примерно 300–500 тысяч тонн.
И это при том, что пока не приняты меры по возрождению базовой отрасли – разведения крупного рогатого скота, отрасли наиболее капитало-трудоемкой, обеспечивающей самое полное использование растительных богатств территории и ее удержание за осваивавшим ее коренным населением.

Это единственный в стране опыт. Должный вывод могли бы сделать Путин и Медведев, поскольку не раз могли видеть все своими глазами. Однако несть числа повторам словес о необходимости ускоренного развития животноводства, а под их прикрытием прорубают коридор на Дальний Восток. Для вывоза якобы излишков зерна через будущие портовые элеваторы на Тихом океане.

Вообще-то с зерном в тех портах работали. Только не на вывоз, а на ввоз. Потому что доставить сюда зерно из глубин России дороже, чем из-за океана, например из соседней Канады. Что бы ни говорили, народная власть умела считать, не в пример «макроэкономистам» нынешней сырьевой колонии. Их не смущает, что перевозить основную массу зерна придется на расстояние не меньше чем 6 – 6,5 тысячи километров. Подсчитано, транспортные расходы достигнут 4600–5800 рублей за тонну, превысят даже самые высокие закупочные цены на зерно. Это положат разорительным грузом на государство.

Надсмотрщики сырьевой колонии в разрез с интересами народа рьяно подлаживают зерновое хозяйство к выгоде спекулятивных монополий и на погибель отечественного животноводства. В прошлом году численность крупного рогатого скота в России вновь урезали – еще на 320 тысяч голов, в том числе на 106 тысяч коров! За два месяца нового года – очередной виток вниз. Сельскохозяйственные организации, только и имеющие статистическую отчетность, сократили стадо крупного рогатого скота опять на 318 тысяч голов, в том числе на 97 тысяч коров.

Круг потребителей фуражного зерна вынуждены непрерывно сокращать, и еще до посевной, при любой будущей засухе, обеспечена соответственная прибавка «излишков» зерна. Не утихающая головная боль для Путина: «…нет ясности, что делать с этим урожаем…»

При продолжении абсурдной политики все зерно может стать излишним. Но почему бы не применить повсеместно инновацию Белгородской области? Почему не завести свинью? Белгородская область начала почти на пустом месте, а в прошлом году уже имела 1972 тысячи хрюшек. Единственная в стране. Близко к этому имели только чемпионы СССР – Краснодарский край и Ростовская область. Теперь там соответственно 710 тысяч и 220 тысяч свиней. Тоже чемпионы, но лишь на фоне остальных дистрофиков. Если же вернуть свинье прежнюю силу, то она одна съест все «излишки» вместе с зерновыми компаниями и их экспортными аппетитами и терминалами.

А ведь по современной терминологии, селообразующее животное – корова. Пропала корова – и село как языком слизнула. Алтайский край хоть и не был чемпионом, но устойчиво занимал третью ступеньку пьедестала почета СССР по размеру стада крупного рогатого скота, после Башкирии и Ростовской области. При народной власти в Алтайском крае содержали 2043 тысячи голов крупного рогатого скота. Из них «реформаторы» пока еще не успели ликвидировать только 899 тысяч голов.
Давным-давно пора дать им окорот. Земляки Василия Шукшина в отчаянии, лежит вроде бы лишний и никому не нужный миллион тонн зерна двух урожаев. Им указывают на будущий «транссибирский коридор» до Тихого океана. Готовь, народ, 5800 миллионов рублей за перевоз, и этот миллион будет выброшен в дальневосточные порты.

Ни один крестьянин себе не враг. Он не станет свою законную выручку за урожай тратить только на отправку зерна, чтобы самому остаться с пустыми руками и пустым желудком. В отличие от «реформаторов» он живет своим умом и готов на месте бесплатно засыпать зерно в кормушку и восстановить в крае более миллиона коров и быков. И отпадет нужда ввозить из-за океана встречным курсом миллионы тонн молока и мяса.

Крестьянин просит только ему не мешать. Собравшиеся в селе Панкрушиха в обращении к верхам выразили надежду на взаимопонимание. Но за два десятилетия новоявленный господствующий класс любителей нетрудовых доходов не проявил ни малейшего желания к взаимопониманию с обдираемым им народом. Из этого исторического факта и надо исходить.

Фёдор ПОДОЛЬСКИХ.

Россия
: село Старшее Курской области
04.04.2010 - 21:48
: 10

Крестьяне живут надеждой. Надеждой что их услышат и помогут. И вот госпожа Скрынник идет им на помощь. Теперь субсидии по ранее взятым и новым кредитам привязаны к развитию животноводства. Всем владельцам земли надлежит приобрести (это у нас в области) 5 голов КРС на 100 га земли. Если хозяйство условия не выполняет нет тебе и субсидий. Допустим я согласен, но денег на это ни кто не даст и самое главное цена на молоко не покроет затрат. Я бы с удовольствием на современной ферме работал (бывал в германии) но для этого нужны не пилотные проэкты за 36 миллионов рублей, а возможность взять кредит под нормальный процент в залог скота и цена на молоко не менее 15 рублей за литр (Заключить соглашение с Администрацией области на поставку молока по этой цене) И пусть уже чиновники думают, что делать с молоком.