Дохийский раунд годами не сдвигался с мертвой точки; причиной тому, главным образом (хотя и не исключительно), послужило сельскохозяйственное субсидирование в странах ОБСЕ. Как показывает опыт развивающихся стран, необходимо устранить этот дисбаланс на мировом сельскохозяйственном рынке, чтобы Раунд способствовал развитию. С другой стороны, если развивающиеся страны действительно хотят развиваться, то им также необходимо снизить таможенные барьеры на пути импорта сельскохозяйственной продукции; этой проблеме уделялось гораздо меньше внимания, чем она заслуживает.
Конечно, в развитых странах сохраняются очень высокие сельскохозяйственные тарифы, а субсидии соответствуют торговым барьерам в странах-производителях. Без сомнения, такие диспропорции особенно обременительны для бедных стран, относительное преимущество которых состоит в интенсивном использовании трудовых ресурсов: около двух третей населения в таких странах работают в сельской местности. Как показало одно исследование, сельскохозяйственная политика стран ОБСЕ наносит развивающимся странам ущерб в размере 40 млрд. долларов США в год.
Но, к сожалению, почти никогда не говорят о реформе сельскохозяйственных тарифов в самих развивающихся странах. В СМИ львиная доля внимания уделяется субсидированию (см., например, широко разрекламированную работу Уоткинса, опубликованную Oxfam). Чуть меньше внимания уделялось тарифам в странах ОБСЕ. Дохийский раунд как таковой требует очень мало от развивающихся стран и совсем ничего – от наименее развитых. Тем не менее, когда развивающиеся страны закрывают глаза на свои собственные барьеры в сельскохозяйственной торговле, они тем самым перекрывают себе доступ к огромному ресурсу, который дает либерализация этой сферы – к реформе своих собственных рынков.
Если учесть масштабы дисбаланса, вызванного тарифами, субсидирование в странах ОБСЕ в общей картине играет весьма скромную роль. На его долю приходится всего 7% от общего дисбаланса на мировом сельскохозяйственном рынке. Оставшиеся 93% - это заслуга барьеров в области импорта – тарифов и квот. Из этих торговых барьеров большинство (66%), конечно, приходятся на долю индустриальных стран. Но и развивающиеся страны играют в этом значительную роль (27%).
Помимо собственно воздвижения барьеров на пути сельхозпродукции, проблема развивающихся стран еще и в том, что их барьеры наносят непропорционально сильный удар по имущественному положению бедноты. На самом деле, отмена барьеров в развивающемся мире снизит цены на продукты больше, чем отмена субсидий их повысит, что улучшит положение бедноты, являющейся нетто-покупателем этих продуктов. Как показало одно исследование, благосостояние больше чем наполовину зависит от реформ сельскохозяйственной торговли, которые в условиях либерализации могли бы провести сами развивающиеся страны.
Почему тогда столько внимания уделяется субсидированию? Главная причина в том, что от его отмены, в первую очередь, выиграли бы производители плантационных культур (например, хлопка и сахара). Переговоры в Дохе ведутся именно от их лица и ориентируются именно на их интересы, а не на интересы бедного большинства. А для того чтобы Дохийский раунд способствовал развитию, необходима либерализация не только в отношении субсидирования, но и в отношении тарифов. Сейчас беднота выигрывает от того, что субсидирование сказывается на ценах; если убрать субсидии, но оставить барьеры, удар придется по ней. Простое устранение субсидирования будет на самом деле только мешать развитию.
Таким образом, развивающимся странам следует пересмотреть свои приоритеты. Устранение сельскохозяйственного субсидирования, безусловно, необходимо для успешного завершения Дохийского раунда. Но давайте смотреть на вещи реалистически. Именно снижение торговых барьеров в самих развивающихся странах имеет ключевое значение для либерализации сельскохозяйственной торговли, и именно это качественно сказалось бы положении бедного большинства. Кроме того, для их правительств это было бы лучшим способом доказать, что они действительно намерены развивать свои страны и повышать уровень жизни своих граждан. Пока барьеры в сельскохозяйственной торговле остаются высокими, искренность намерений руководства будет вызывать большие сомнения.
Чарльз Барклай Роджер (Charles Barclay Roger) – научный ассистент в Центре глобального управления Лондонской школы экономики (LSE Global Governance). Эта статья – отрывок из большого, еще не завершенного исследования.