Вы здесь

Белоруссия. ...А пчёлку жалко

Перейти к полной версии/Вернуться

Сегодня «пчелиная» тема стоит как никогда остро

На веб–сайтах сейчас гуляет забавное фото: пчелиный рой приземлился в центре Лиды и облепил корпус автомобиля. Незаурядный кадр! Обычно пчелы вылетают из ульев и вьют себе временные пристанища в тихих местах — на деревьях, под крышами домов, в оврагах. Но чтобы осесть на «железке» возле шумной и загазованной улицы — такое бывает крайне редко. К чему бы это? Мой знакомый нисколько не удивился: «Достали все кругом бедных пчелок, вот и мечутся они, рассерженные».

Наверное, в чем–то он прав. Сегодня «пчелиная» тема стоит как никогда остро. В этом я убедился сам, читая редакционную почту. После публикации в «СБ» моей статьи «Пчелы — вне закона?» (24 апреля) было много откликов. Частный случай обнажил государственную проблему: где и как можно содержать пасеки, чтобы не причинить людям неудобств?

Полного и ясного ответа нет до сих пор. Но это не значит, что его не ждут. На днях снова пришло несколько писем на эту тему. Одно из них — от минчанина Леонида Янушкевича. Он с сожалением пишет о гибели пчел: «Часто так происходит из–за того, что растения, особенно рапс, в период их цветения обрабатывают химическим способом. Такое недопустимо! Оттого идет выброс из ульев отравленного расплода, уменьшается количество летных пчел, повышается их озлобленность»...

Наш читатель неспроста обратил внимание на поведение пчел. Их провоцируют на агрессию не только химикаты, но и сами же люди, видя в них только кусачих насекомых и путая с осами. Особенно часто это происходит в дачных массивах. Там, на шести сотках, некоторые горожане умудряются держать пасеки. Я специально побывал в нескольких товариществах. Не сказать, чтобы ульи встречались на каждом шагу, но они есть. Поинтересовался у женщины, стоявшей у калитки, не мешают ли ей пчелы соседа. «Привыкла и даже их не замечаю, — ответила она. — Вспоминаю, когда сосед приносит нам мед. Попробуй его купи, когда за килограмм надо отдать больше 20 тысяч рублей. Для меня, пенсионерки, это большая сумма».

Хороший выход! Угости соседа медом, и он не потребует возводить высокий забор, чтобы спрятаться от насекомых. Но так бывает не всегда. Житель Минска Виктор Чучулов тоже держит на даче несколько ульев. Недавно его пчела ужалила соседку. Правда, сам хозяин пасеки сомневается, что укусила именно его подопечная. Но суд Октябрьского района столицы посчитал иначе и оштрафовал пчеловода на 200 тысяч рублей, хотя пострадавшая просила взыскать за нанесение морального ущерба 3 миллиона рублей. А еще Чучулову необходимо убрать с участка пасеку.

Вот такова цена одного случайного «укола». Пробую себя поставить на место потерпевшей женщины. Вспоминаю резкую боль и опухшее ухо... Такой «мед» я не раз получал. Ощущения не из приятных. Но что бы я делал, окажись в роли пострадавшего пчеловода? Перенести ульи? А куда? Наверняка в свое хозяйство он вложил не только деньги, но и душу. И потом, как быть с другими пасеками, которые есть на дачах? Получается, что они законные, а твоя — нет.

Где же выход? В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия убеждены, что безопасное содержание пчел для людей должно решаться индивидуально в каждом конкретном случае. «У нас действует Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», — уточнил заместитель министра Василий Павловский. — На основании этого документа местные органы власти имеют все полномочия, чтобы в весенне–летний период в безопасных местах и с пользой для пчеловодов–любителей организовать вывоз пчел к посевам опыляемых культур».

Действительно, на месте проще разобраться. Но не перегнуть бы палку. Какие бы законы ни существовали, человеческий фактор все равно главный. Вот строки из другого письма. «У моего отца, когда мы жили на Кубани, были десятки ульев, но со всеми соседями мы ладили. А отдалять пчелу от жилища означало бы подвергнуть ее вымиранию, забор от случайных укусов тоже не спасет. Просто надо быть душевнее к этим насекомым и уважать труд пчеловода». И подпись: «Ваш постоянный читатель Петр Хиль из Гродно. Я инвалид войны, мне 92 года».

Здоровья вам, Петр Тимофеевич! Спасибо, что читаете нашу газету и неравнодушны к «пчелиной» проблеме. А решить ее обязательно надо.
Автор публикации: Иосиф ПОПКО

Источник: