При подведении итогов социально-экономического развития области за шесть месяцев текущего года губернатор Владимир Якушев, говоря о делах в агропромышленном комплексе, отметил рост производства животноводческой продукции, в том числе молока — на 9,5 процента, мяса и яиц — на полтора. Цифры могут радовать и вызывать глубокое удовлетворение. Тем не менее животноводческая отрасль сегодня пребывает под самым пристальным вниманием правительства региона, а строительство новых и модернизация действующих животноводческих объектов — в числе приоритетов в хозяйственной деятельности. Сегодня наш разговор с заместителем директора департамента агропромышленного комплекса Леонидом Сауковым пойдет именно о строительном буме в животноводческой отрасли.
— Леонид Николаевич, старая база окончательно пришла в негодность или наступила пора резкого увеличения производства продукции животноводства?..
— И то, и другое. Есть и третье — страна идет в ВТО. Значит, необходимы новые стандарты, качество, соответствующие им технологии и т.д., чтобы продукцию везти не только “оттуда”, но и “туда”. Когда несколько лет назад проанализировали наши реалии, поняли, что технологии не совсем соответствуют европейским стандартам, генетика большей части стада оставляет желать лучшего, о материально-технической базе животноводства и говорить не приходится. А ведь именно на ней надо устранять все “не” и приводить в соответствие стандарты. Нужны были если не революционные, то близкие к этому шаги по техническому переоснащению и технологическому перевооружению отрасли, по созданию племенного стада и полноценно сбалансированной кормовой базы... Еще поняли, что у селян на все это элементарно не хватает оборотных средств. Экономическая политика недавнего прошлого, диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и энергоносители, необходимые для производства этой продукции, многие другие известные факторы привели к такой ситуации. Чтобы ее преодолеть, правительство принимает решение увеличить бюджетное финансирование. Это предложение поддержали депутаты областной Думы. В результате сегодня в бюджете на три года мы имеем около пятидесяти позиций поддержки сельхозпроизводителя.
— Как это отражается на предмете нашего разговора?
— Одно из выбранных направлений — строительство крупных, современных животноводческих комплексов. Старт был дан в 2005 году, в 2007-м одиннадцать уже начали работать. Сейчас в стадии строительства — восемь молочных комплексов на 4800 голов. В этом году большинство из них будет запущено в строй действующих. Как правило, это объекты переходящие. Например, комплекс рассчитан на 1200 голов, половина его — на 600 — вступила в эксплуатацию в прошлом году, выдает продукцию, в этом запускаем вторую очередь.
Хочу заметить, что динамика желающих строиться круто идет вверх. В 2008 году заявок на строительство поступило на 16 млрд. рублей (в бюджете на этот год субсидий на строительство и приобретение оборудования в животноводстве предусмотрено около миллиарда). Люди поверили, что поддержка бюджета в таком важном, трудоемком и дорогостоящем деле — это надежно и стабильно.
— Получить такую поддержку может любой желающий независимо от формы собственности потенциального застройщика?
— Да, бюджетные средства вкладываются независимо от формы собственности. Есть одно определение — сельхозпроизводитель. Но есть и ряд условий. Например, он (сельхозпроизводитель) должен иметь определенное число коров или производить необходимый минимум продукции, под строительство у него должна быть земля в собственности, учитывается наличие собственных средств. Необходим также современный проект, предусматривающий в коровнике нормальные воздухообмен, освещение, температурный режим, то есть микроклимат в помещении в любое время года и при любой погоде должен быть комфортным. Кормление, уборка навоза и прочие работы должны быть высоко механизированы. В общем, условия достаточно жесткие, и бюджетную поддержку получает только тот, кто серьезно занимается избранным делом, имеет планы его расширения и оптимизации.
— При таких требованиях к объекту дело получается, наверное, достаточно дорогостоящим?
— Стоимость немала, но очень серьезно варьируется. Современный комплекс — это отдельная огороженная и благоустроенная территория, на которой есть помещения для содержания коров, приплода, доильный зал, родильное отделение, кормо- и навозохранилища, другие вспомогательные строения. Пока мы каждую коровенку нежно именовали буренками и Зорьками, практичные западные сельхозпроизводители дали корове одно сухое, но очень емкое определение — “завод по производству молока”. Чтобы с завода выходила качественная конечная продукция, все механизмы и винтики его должны крутиться исправно и слаженно. А потому многие застройщики берут проект комплекса с перечисленным выше набором, кто-то ограничивается частью его, так как начинает не на голом месте, уже что-то имея. Конечно, можно построить и “избушку на курьих ножках” — это дешевле. Раньше считалось, что не стоит отапливать воздух, и помещения были приземистыми. Фактически животные сами их обогревали. Но дышали-то они аммиаком, выдавая соответствующую продукцию! Современные и грамотные руководители понимают, что, сэкономив сегодня, они завтра потеряют значительно больше не только на количестве произведенной продукции, но прежде всего ее качестве, конкурентоспособности. И они едут за опытом к уже обустроившимся соседям и в дальнее зарубежье. В результате получаем действительно современные, высокотехнологичные и производительные животноводческие комплексы.
— На какую поддержку из бюджета могут рассчитывать эти современные руководители?
— Расходы по строительству и реконструкции комплекса на 50 процентов субсидируются из бюджета. На газификацию объекта, благоустройство прилегающей территории застройщик тратится только на десять процентов от стоимости данных работ, остальные девяносто закрываются из бюджета. Как видим, уровень поддержки очень высокий.
— Это удел избранных, пригородных районов или такая практика распространяется на всю территорию области?
— Естественно, ни о какой территориальной избранности и речи быть не может. Многое зависит от наличия производственной базы (кадры, техника, корма и т.д.), от руководителя сельхозпредприятия, его видения проблемы и элементарной расторопности. Таких немало во всех уголках региона. Соответственно, и новых комплексов. Один из самых современных в Казанском районе — агрокомплекс “Маяк” (генеральный директор Владимир Леонидович Ташланов), свиноводческий комплекс “Юбилейный” (Николай Тихонович Мамонтов) в Ишимском, СПК “Емуртлинский” (Владимир Егорович Кумылин) в Упоровском, больше всего таких предприятий в Исетском районе, есть в Заводоуковском и Тюменском, строятся в Голышмановском и Викуловском... И этот список можно продолжать.
Есть и очень масштабные объекты. В Нижнетавдинском районе приступили к строительству свиноводческого комплекса на 50 тыс. голов. В “Юбилейном” построен селекционно-гибридный центр по племенному животноводству, подобного которому нет в России. В Посохово Тюменского района начато строительство Международного центра молочного животноводства. Это учебный центр, где будем осваивать новые технологии, передовой опыт. В этом году запустили центр семеноводства многолетних трав, о котором уже много сказано. Он тоже предназначен для развития животноводства, его кормовой базы.
— Половину и больше стоимости всей этой масштабной стройки возмещает бюджет, остальное ложится на плечи не очень богатого крестьянина?
— В последнее время в сельское хозяйство активно пошел инвестор частник. Люди, имеющие деньги, поняли, что сельскохозяйственный бизнес, тем более при такой поддержке бюджета, выгоден (хочу напомнить, что по итогам прошлого года все сельскохозяйственное производство области, за исключением мяса КРС, оказалось рентабельным).
— Информация о строительном буме в животноводческой отрасли будет не полной, если не расскажем о мини-фермах.
— Это действительно очень важное направление современного развития животноводства. Программа строительства мини-ферм рассчитана прежде всего на территории, где основная доля производства продукции приходится на личные подсобные хозяйства. В области более 700 семей имеют на личном подворье от пяти до пятидесяти коров. Что такое накормить, напоить 50 коров, убрать за ними, подоить, увезти молоко?.. Поэтому такая категория сельхозтоваро- призводителей также получила бюджетную поддержку. В прошлом году начали строительство десяти мини-ферм. В ноябре первую пустили в эксплуатацию в селе Бердюгино Армизонского района. Стадо в 50 коров обслуживают четыре человека одной семьи. В этом году в программу включен 31 новый объект, продолжается строительство девяти из прошлогодней программы.
— На каких условиях здесь работаете?
— Бюджетные субсидии — 80 процентов. Сметная стоимость одной типовой мини-фермы — в пределах десяти миллионов рублей. Таким образом, будущему хозяину надо выплатить два миллиона. И в этом он может рассчитывать на бюджетную поддержку через кредитный кооператив. Платежеспособность будущего фермера обязательно учитывается. Так же, как и при строительстве комплексов, он должен иметь в собственности землю под строительство, гарантировать обеспечение животных кормами и т.д. В общем, когда претенденты на обзаведение таким хозяйством познакомились с условиями, желающих поубавилось заметно (на начало года их было около семидесяти). Но, думаю, к следующему году их будет значительно больше: перспективы очень привлекательны.
— И кто же все это строит? Объемы-то получаются огромного размера, а строительный комплекс в недавнем прошлом тоже не избежал упадка.
— Совершенно верно. Индустрия сельского строительства оказалась не совсем готова к такому буму. Не дело, когда некоторые марки бетона, например, в Заводоуковск везут из Тюмени или из Ишима — в прилегающие к нему районы. Есть проблемы с документацией: проектированием сельского строительства занимаются в двух-трех институтах. Квалификация строителей за годы простоя, естественно, не повысилась, а в ряде случаев вообще нужны специалисты новых профессий. Но справедливости ради надо отметить, что уже пять-семь подрядных организаций можно назвать хорошими специалистами по сельскому строительству. Конечно, этого недостаточно, но, думаю, это тема отдельного разговора.
— Спасибо, Леонид Николаевич, за предоставленную информацию. Что же касается темы отдельного разговора, то, кажется, почти каждый вопрос, прозвучавший в этой беседе, заслуживает такой участи. Надеюсь, мы сумеем со временем поведать читателю подробности.
Геннадий БЕССОНОВ