Совместно с газетой «Московский комсомолец в Нижнем Новгороде».
Все вокруг колхозное, все вокруг мое
Через год-два ничейных сельхозугодий не будет
В деревне Инютино Богородского района скупщики земельных паев появились еще несколько лет назад. Ходили по домам и недвусмысленно предлагали отдать пай. Не за бутылку водки, конечно: сначала предлагали три тысячи рублей, потом пять и больше. Иначе, дескать, вообще ничего не получите. Но кто-то из местных жителей узнал, что землю возле озера намерен купить серьезный инвестор под строительство зоны отдыха. Около трех десятков деловитых мужиков скооперировались, оформили приозерное поле и хорошо продали его желающему.
Правда, вся эта история длилась года два, а то и больше, зато результат превзошел самые смелые ожидания: на вырученные деньги сельчане покупали иномарки и даже вкладывались в квартиры в Нижнем Новгороде.
Колхозы рухнули, фермерство не пошло
Но это хороший пример. Многие же из тех, кто в начале 90-х при реформе сельхозпредприятий получили (теоретически!) куски земли, распорядиться ими как следует не сумели. Даже в натуре выделить пай оказалось не так просто. Поэтому, когда к деревенским приходили люди с деньгами, они соглашались продать “бумажные” паи. Самим оформить землю в собственность - трудно и дорого. Да и что потом с ней делать? К спекуляциям большинство деревенских не приучены, а фермерствовать на земле площадью в шесть гектаров себе дороже выйдет.
До недавнего времени с землей в Нижегородской губернии был полный хаос, точнее – неопределенность. В чью-либо собственность был оформлен только 1 процент той земли, что раздали людям.
Понятно, что в такой ситуации цивилизованному инвестору начинать бизнес в сельском хозяйстве затруднительно: самому придется и скупкой земли заниматься, и юридическим оформлением – этак не один год пройдет.
Руководство области создавшееся положение не устраивало, и в 2005 году в пяти районах - Балахнинском, Богородском, Борском, Вачском и Кстовском - начался пилотный проект по оформлению права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения (пашни, сенокосы и др.).
Справка МК: Общая площадь земель сельхозназначения в пилотных районах составляет 127,8 тыс. га, из них площадь сельхозугодий, ранее переданных в долевую собственность, - 126,9 тыс. га (или 99,3%). Общее количество граждан, получивших доли земель сельхозназначения – более 26,5 тыс. чел. В районах, не участвующих в пилотном проекте, проведена инвентаризация собственников долей в 739 хозяйствах (92,3 %), чьи земли были поделены на доли (или 97% всех действующих хозяйств).
Ищем хозяина
При финансовой поддержке правительства области местные власти стали составлять списки собственников долей и невостребованных паев (тех, кто бросил свой пай, кто продал по доверенности, выявлять умерших, наследников), проводить общие собрания, выяснять, кто и как собирается распорядиться своим правом.Как рассказал представитель Богородского района, самое трудное - определить право собственности, поэтому спорные списки передают в судебные органы. Невостребованные земли получат госпрописку через суд.
Народ в деревне зашевился.Сельхозпредприятия тоже резко активизировались и начали оформлять свои права. Инвентаризация дала возможность выявить ранее неиспользовавшиеся и бесхозные земли, которые могут быть вовлечены в оборот. Однако, как в любом деле, обман не исключается: зачастую муниципалет действуют заодно с частными скупщиками земли, помогая им оформить права под обещание будущих инвестиций. Но не факт, что “инвестор” потом не перепродаст эту землю с суперприбылью для себя.
Выявилось, кстати, и много спорных участков. В Вачском районе в 1992 году были реорганизованы 10 сельхозпредприятий, а земли переданы 8 тысяч гражданам. Сегодня же обнаружилось около 3 тысяч невостребованных паев. А более 2 тысяч вачан передали свои земли в аренду.
Заместитель губернатора по земельно-имущественным отношениям
Ирина Живихина поясняет:
“Это как в коммунальной квартире, когда соседи начинают выяснять отношения. Ситуация, когда пайщики не могли даже определить, в каком месте их пай, не могли выделить свой участок в натуре, а также бесконечные межевые споры привели к коллапсу и к невозможности оперировать землями. Поэтому мы оказываем содействие сельхозпредприятиям в регистрации земель, чтобы не по каждому пайщику участок регистрировать, а передав паи предприятиям, оформлять землю в целом. Чтобы те потом смогли выходить на рынок, брать под залог земли кредиты и привлекать деньги в отрасль. К концу декабря мы должны все востребованные и невостребованные доли оформить. Востребованные будут в собственности хозяйств, либо сами пайщики будут ими распоряжаться. Невостребованные доли, поскольку были затрачены средства бюджета, будут переданы в областную собственность. А потом их либо отдадут на определенных условиях предприятиям, либо продадут инвесторам. А, например, в Сокольском районе невостребованные доли можно будет отдать под реакреационный проект.
Пилотные районы выбраны специально вокруг Нижнего Новгорода, где отдача от продажи земель для бюджета будет максимальна. На очереди другие районы.”
Министр сельского хозяйства и прод ресурсов Леонид Седов уточняет:
“Оформление 1 га пашни предприятию обходится в 500 руб. Но сегодня цена юридической процедуры возросла во много раз, потому что по новому закону надо оформлять каждый участок, за каждое поле заплатить. Это миллионы рублей, поэтому облбюджет помогает.”
“Когда мы начинали проект, - говорит губернатор Валерий Шанцев, - менее 1% земель было вообще оформлено в чью-то собственность. И ожидать, что мы выведем селсское хозяйство из сегодняшнего состояния, было бы странно. Никакой инвестор на землю “ничьей собственности” не придет и не вложит ни рубля. И этой работой по определению прав собственности мы предотвращаем еще и стихийную скупку паев. Чтобы не было так: приходит инвестор вроде бы на пустующую землю, а ему говорят: а это все наше. Есть очень много желащих вложить деньги в развитие земельного ресурса, потому что все понимают: кушать люди не перестанут. Переработка, производство продуктов питания очень динамично развивается в регионах, где земельные вопросы уже решены”.
Обманутые или готовы обмануться?
Ну, ладно сельхозпредприятиям помогут, но хотелось, чтобы и простым деревенским жителям вхождение в права собственности было упрощено.
Министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Леонид Седов:
“Каждый гражданин имеет право выделить пай - 4-6 га в натуре, оформить в свою собственность и распорядиться ею, как хочет: то ли отдать в аренду предприятию, то ли продать.”
Действительно, вроде как никто с ножом к горлу не пристает, но большинство селян не в состоянии провести эту работу, она очень сложная, побегать надо год-два не меньше, и затратная. Поэтому более 90% пайщиков передают участки в аренду предприятиям или продают скупщикам, которые уже занимаются ее оформлением.
“Механизм купли-продажи вполне рыночный, -считает Седов, - где-то предлагают 10 тысяч, где-то – 20 тысяч рублей за пай, как в Дальнеконстантиновском районе например. Но в Богородском районе сегодня уже за 20 тысяч никто не продаст. Многих просто обманывают, говоря, что если не продашь сейчас, то не продашь вообще, а 20 тысяч - для селян большие деньги. И пока сложность самой процедуры оформления паев работает не на селян, которым некогда бегать по конторам, а на спекулянтов-перекупщиков”.
Но заместитель губернатора Ирина Живихина уверена, что ежели кто в деревне продает землю за копейки, то это их личный выбор.
“Я не знаю “обманутых пайщиков”. Когда приходят к человеку и предлагают ему продать землю за три копейки – это проблема этого человека, который не смотрит телевизор, не знает, что происходит. Всем все уже говорено: не поддавайтесь сиюминутным интересам, не продавайте землю так дешево, она стоит дороже...Но...такой менталитет.
У нас на окраине города за какую-то избушку просят миллионы долларов, а паи отдают за копейки!”
В чьих руках?
Так в чьих руках окажутся сельхозугодия в результате очередного земельного передела? Большая часть, видимо, на каком-то этапе будет сосредоточена в руках государства. Часть участков вокруг Нижнего, конечно, окажется у перекупщиков, соглашется министр Седов. Москвичи и наши спекулянты, которые сегодня скупают земли в пригородах (не в таких больших количествах, как это может показаться: где-то до 10% вокруг Нижнего Новгорода) планируют использовать ее под строительство - индивидуальное, коттеджное. Но что в этом плохого – везде в мире состоятельные люди предпочитают жить за пределами города.
Большая доля угодий будет у сельхозпредприятий, которые тоже сегодня оформляют землю в собственность. К примеру, казанцы - татарские крупные агрохолдинги - тоже прикупают участки в нашей области, но в основном по назначению, под сельхозпроизводство.”
Так что наш удел – латифундии? “А что в этом удивительного? - говорит Седов, - пример объединенной Германии доказывает, что наиболее эффективны крупные хозяйства.”
По его данным, из трех с лишним миллионов гектаров сельхозугодий - 1,1 млн га невостребованных сегодня паев (в процессе оформления находится - 800 тыс га), более 1 милиона га – в руках государства и еще порядка 1 миллиона га – в долевой собственности у собственников, вот за этот миллион и идет рубка, в смысле скупка.
“Но не переживайте, - говорит Седов, - сегодня в губернии земли хватит всем, есть еще более 400 тысяч га заброшенных земель.”
Иван ОКОПОВ