Операцию под названием «Комбайн» начала областная инспекция по надзору за самоходными машинами (Гостехнадзор). Контролеров интересует, насколько безопасны для людей комбайны, работающие на полях и передвигающиеся по федеральным трассам. По наблюдениям проверяющих, колонна сельскохозяйственных машин, каждая из которых занимает шесть метров дороги, способна полностью парализовать междугороднее движение.
Проверку начали одновременно с уборкой урожая. По официальным сведениям, в регионе имеется 6,2 тысячи комбайнов. У двух третей закончился срок эксплуатации: по правилам отечественные машины должны работать семь-восемь лет, в действительности они молотят в полтора-два раза дольше. Причем нагрузка на один комбайн превышает норму почти в три раза: каждый обрабатывает за лето более 350 гектаров полей. Обновлять парк удается лишь на пять процентов в год (по подсчетам регионального минсельхоза, нужно заменять по 12 процентов машин как минимум). Как говорит начальник инспекции Михаил Тохиян, «фермеры вкладывают деньги в ремонт молотильного аппарата, от которого непосредственно зависит сбор зерна, а на тормоза, рулевую систему, ходовую часть колес не обращают внимания, до поля доехал и ладно». Три года назад в Федоровском районе произошел несчастный случай из-за поломки механизма, предохраняющего машину от самопроизвольного включения. Неуправляемый комбайн самостоятельно начал движение и раздавил механизатора.
По закону сельхозтехнике, так же, как и обычным автомобилям, положен ежегодный техосмотр. По словам господина Тохияна, эту процедуру проходят только около 40 процентов комбайнов. Осмотр стоит около тысячи рублей. Крестьяне прячут машины в степи, инспектора, обслуживающие в одиночку по одному-два района, не успевают найти их до начала уборочной. Многие машины достались фермерам от развалившихся колхозов и не имеют никаких документов. Официально зарегистрировать их можно только через суд. Новый комбайн стоит около 1 миллиона рублей. Небольшие хозяйства не могут позволить себе такую покупку и собирают самоделки из запчастей от двух-трех старых машин. Получившиеся конструкции не похожи на серийные модели и не поддаются официальной классификации. Встретив подобного «нелегала», инспектора выписывают штраф и отпускают дальше биться за урожай.
По подсчетам инспекции, технические неисправности находят в каждом третьем комбайне. Самыми распространенными считаются нарушения пожарной безопасности (нет огнетушителя, не изолированы трущиеся детали, выхлопная система не оборудована искрогасителем) и допуск к работе за штурвалом несовершеннолетних подростков. «Это традиция, с которой мы не в силах бороться. Если за руль автомобиля, пусть даже «Запорожца», посадить ребенка, общество будет возмущаться. А если на комбайн, который опасней и дороже «Запорожца», садится ученик девятого класса, все одобряют, мол, надо приучать школьников к труду», - рассказывает господин Тохиян.
Прошлым летом инспекция запретила эксплуатацию более 400 комбайнов (6,6 процента всей техники). После ремонта им разрешили вернуться на поля. Фермеров оштрафовали на 28,5 тысячи рублей.
Саратовские крестьяне обеспечены техникой только наполовину. Машины перегоняют из района в район или арендуют в других регионах. Кроме того, через Саратовскую область движутся бригады из Краснодара и Ставрополья, где уборка заканчивается раньше, направляющиеся в более северные регионы - здесь транзитные колонны переправляются через Волгу. Согласно приказу МВД, негабаритную технику нужно перевозить на специальных трейлерах. Если комбайн путешествует своим ходом, с него нужно снять жатку и прочее навесное оборудование, выдать машину сопровождения и т.д. «Часто комбайны идут по трассе в полной боевой готовности, как будто сейчас молотить начнут. Каждый занимает по шесть метров дороги и мешает движению»,--говорят инспектора.
В рамках операции Гостехнадзор и ГАИ выставят совместные посты у мостов через Волгу и намерены раз в неделю патрулировать федеральные трассы. Также предполагается проверять техническое состояние машин во время работы на полях.
Саратовцы намерены собрать нынешним летом 4 миллиона тонн зерна. Половину предполагается использовать для обеспечения хлебом местных жителей, остальное - продать. Пшеница третьего класса стоит сейчас 6-6,5 тысячи рублей за тонну. По подсчетам областного минсельхоза, с начала года солярка подорожала на 45 процентов. Из-за этого себестоимость зерна увеличилась на 325 рублей с тонны. Фермерам положены государственные дотации на топливо, но не всем, да и суммы мизерные. Бюджетные компенсации на ГСМ составляют только три-четыре процента от затрат на производство зерна.
Надежда Андреева
собкор «Новой газеты»
Саратов