Вы здесь

Алтайский край. Кто скупает алтайские земли – инвесторы или спекулянты?

Перейти к полной версии/Вернуться

О том, что в крае ведется скупка сельхозземель компаниями из других регионов, было широко объявлено еще в марте на семнадцатом съезде фермеров. Тогда Александр Балаков, председатель Союза фермеров, зачитал губернатору открытое письмо фермеров Хабарского района с просьбой повлиять на ситуацию.

Активность так называемых инвесторов настораживает многих экспертов. Движение паевой земли в крае началось, подтвердили и в ГУСХ. Однако на вопрос: «Кто именно и в каких районах этим занимается?», следует туманный ответ: «Ну, так говорят»...

«Разгуляй» и не скрывает

Наиболее открыто ведет себя московская группа «Разгуляй». В середине июня она объявила о расширении своего сельхозбизнеса и создании дочерней компании – холдинга «Разгуляй-Агро». Он создается, чтобы увеличить собственное производство зерновых, риса-сырца и сахарной свеклы. Обрабатываемую площадь холдинг будет расширять в том числе и за счет земель Алтайского края.

Группа называет себя крупнейшим оператором сельскохозяйственных земельных активов в России – у нее 260 тысяч га в собственности или в аренде, еще 156 тысяч находится в процессе оформления под контроль (см. «Справка»). Ее земельные активы расположены в 13 регионах страны, в Алтайском крае «Разгуляй» выбрал Шипуновский район.

Пайщики не возражают

В Шипунове нам сообщили серьезные цифры: «Разгуляй» через дочернюю компанию «Шипуново-Агроинвест» планирует инвестировать в местные земли в ближайшие три года около миллиарда рублей и заняться обработкой 100 тысяч га. Но это пока лишь намерения, а в реальности происходит вот что. По словам Валерия Кириловского, главы администрации района, «Разгуляй» приобрел Шипуновский элеватор, который не работал два года, и сейчас готовит его к приему урожая.

Недавно представители «Шипуново-Агроинвест» провели собрания в двух хозяйствах – «Красном пахаре» и «Шипуновском». Главный вопрос в повестке – передача паев в долгосрочную аренду «Разгуляю». О сотне тысяч гектаров речь пока не идет – в сумме оба хозяйства обрабатывают 15 тысяч га. Пайщики, по словам Кириловского, не против – «Разгуляй» готов платить за аренду пая 7 тысяч рублей в год (это на две-четыре тысячи рублей выше, чем платят в среднем по району) да еще и ежегодно индексировать оплату на процент инфляции. В обоих хозяйствах насчитывается примерно 800 пайщиков. Получается, только за аренду «Разгуляй» будет ежегодно выкладывать около 5,5 млн. рублей.

В «Красный пахарь» группа в этом году собирается вложить около 10 млн. рублей – выплатить долг банку по кредиту, выкупить заложенный скот, приобрести семена, гербициды, ГСМ. Обещает не сокращать работников, а хорошим труженикам вы­плачивать хорошую зарплату. Директор «Шипуново-Агроинвест» Андрей Куликов сообщил, что компания уже обрабатывает 12 тысяч га и выкупает паи, «если есть желающие», по рыночной цене. Группа будет подписывать соглашение о социально-экономическом партнерстве с администрациями края и района.

Не в восторге

Однако не все в районе разделяют радость от прихода большого агробизнеса. Юрий Юрченко, руководитель хозяйства «Роса», считает, что обещания возродить зерновое производство в отдельно взятых хозяйствах – только прикрытие, а на самом деле так называемые инвесторы будут торговать землей, продавая ее шипуновским фермерам по более высокой цене.

– Закуп земли идет очень активно, – говорит он. – Предлагают до 37 тысяч рублей за пай – невиданная для района цена, больше 15 тысяч никогда не предлагали. Занимается скупкой очень серьезный специалист, на его счету не меньше миллиона гектаров, так что задуманное наверняка будет доведено до конца. Для фермеров это серьезная угроза. Многие из них хотели бы увеличить свои обрабатываемые земли.

С паями не расставайтесь?

Участок земли, именуемый паем, должен остаться в собственности у жителя села, считает Любовь Матвиенко, начальник юридического отдела ГУСХ:

– В Алтайском крае только в этом году началось движение по использованию земельных долей. Люди продают свои паи, почему-то решив, что в 2009 году их земли могут перейти в муниципальную собственность. Поясняю – не могут. Во-первых, Конституцию никто не отменял: в ст. 35 сказано, что никто не может быть лишен собственности, кроме как по решению суда. Во-вторых, автоматического перехода земель в муниципальную собственность законодательство не предусматривает.

Справка

До 600 тысяч га планирует увеличить размер контролируемого земельного фонда группа «Разгуляй» к концу 2008 года. В 2009 году она планирует прибавить еще 70 тысяч га. «Разгуляй» в России обрабатывает около 200 тысяч га, а всего под контролем группы сегодня числится 416 тысяч га.

Комментарий

Александр Балаков:

– Инвесторам из других регионов, где вся сельхозземля уже поделена, нужны сотни тысяч гектаров. А где они их возьмут, кроме как у работающих хозяйств? При внедрении новых технологий на больших площадях, благо деньги у них на это есть, себестоимость продукции будет ниже. Поэтому они будут устанавливать свои цены.

Завтра это может стать и проблемой сельхозпереработчиков – ведь неизвестно еще, куда зерно пойдет. А население у нас небогатое, поэтому и продает паи, не задумываясь.

Мнения

Иван Подкопаев, глава администрации Панкрушихинского района:

– Из 110 тысяч га сельхозземли в районе 25 тысяч обрабатывают привлеченные инвесторы – из Славгорода, Алейска, Новосибирска. Их работой мы пока довольны. В районе нет клочка свободной земли, поэтому тема иногородних инвесторов нас шибко не касается.

Василий Поленичко , глава администрации Волчихин­ского района:

– Эта тема нас пока не коснулась, и я очень даже доволен. По мне так пусть лучше свои сильные хозяйства обрабатывают землю. Вот к нам пришла «Пава», взяла землю в аренду – это нормально. Правда, были звонки из Новосибирска и еще одного региона, но дальше них дело не пошло.

Сергей Гричанов , глава администрации Новичихинского района:

– Два года назад к нам пришел бизнесмен из Новокузнецка и начал обрабатывать 700 га . Но бизнес у него не пошел, и он сейчас сдает землю в аренду нашим же фермерам. Мы первыми начали проводить аукционы на аренду земли, на них у нас прямо драки идут, но между своими. «Пава» к нам заходит, фермер Балаков пришел, а из других регионов пока нет.

Евгений Роговский , директор алтайского регионального филиала «Россельхозбанка»:

– Для нас большой риск то, что в край уже вошли деньги из Москвы, из Санкт-Петербурга, других территорий. СПК опасаются, что земля окажется в руках так называемого инвестора, а они могут остаться с кредитами и техникой, но без земли. Мы убеждаем их в том, чтобы они покупали паи, для этого мы готовы давать кредиты. Земельный ипотечный кредит в этом году выдан, к сожалению, всего один. Когда мы поработали с СПК «Искра» и провели семинар для руководителей сельхозпредприятий и местных чиновников, думали, что драка будет за этими кредитами. Пока не знаю, почему не берут, – либо туго доходит до руководителей, либо пугает то, что много барьеров, связанных с законодательством.

Редакция будет следить за этой темой и просит сообщать об известных случаях скупки и аренды паев компаниями из других регионов или сомнительными компаниями.

Елена КЛИШИНА

Источник: