Для работы нет плохой погоды
Застать дома главу семейства - Раиса Бортановича нам удалось, верно, только потому, что в тот день небо с утра заволокло грозовыми тучами, грозившими в любой момент пролиться дождем.
- Прямо беда, - сетует Дубинников-старший, - об эту пору обычно жарища держится, сухотень, и молишь о дожде. А нынешний год как зарядили дожди, да иной раз с градом. Вроде, малость прояснится, только выйдешь в поле - опять льет. Взялись было за покос, - ан, нет . Высохнуть сено не успевает - гниет. Благо, скосить успели лишь небольшую часть. А ведь трава тоже, если перестаивает,- теряет «вкус», делается грубее, - растолковывает Раис Бортанович далеким от аграрных премудростей городским журналистам.
От сенокосной страды разговор переходит к предстоящей уборочной.
На сей раз с посевной Дубинниковы справились как никогда удачно. Впридачу к собственным семенам закупили элитные. Яровые обработали гербицидами. Душа радовалась, какие дружные поднялись зерновые. Причем «свои» озимые оказались на удивление урожайными - по 50-60 зерен в колосе.
- У нас такое впервые! - вспыхивают восторгом карие глаза Раиса Бортановича, прокопченное солнцем лицо озаряется удивительным внутренним светом. - Представляете, какой бы получился урожай! А теперь дожди взялись «диктовать условия», - печалится хлебороб. - Пару дней ливень шпарил с такой силой, что «прибил» колосья к земле. И сорняки дуром поперли в рост.
Только для Дубинниковых плохой погоды не существует. Это для безделья нужен повод. Трудолюбивых же никакая работа не страшит. Всякие разные препятствия, сложности, напротив, делают их сильнее, увереннее в себе. И земля-кормилица держится именно на таких людях с просоленным потом несгибаемым крестьянским характером.
Младший - за главного!
Своего отца Дубинников не помнит. Он умер, когда Раису едва исполнилось три года. Мать, Рафика Алиевна, одна поднимала детей, работала телятницей на колхозной ферме в селе Татарская Пишля. Старший их сын трагически погиб и лет с семи младший Раис остался в семье за главного мужчину.
На 30 рублей сиротской пенсии, какую в 1960-е платили Рафике Алиевне «по случаю потери кормильца», понятно, не протянешь. Да и не принято было так, чтобы сельчанам - и без собственной живности. Поэтому овдовевшая Дубинникова, кроме коровы, держала кур, гусей, индюшек, овец, телят. Обязанности по хозяйству естественным образом распределились между дочками и сыном. Впрочем, они никогда не делили домашние хлопоты на «мое» и «твое». Вместе-то все куда быстрее ладится. Раис и на ферму бегал с сестрами - помогать маме.
Рузаевский колхоз «Россия» хоть и числился среди преуспевающих, но технический прогресс тогда еще не добрался до мордовской глубинки. Так что, основной фронт работ ложился на людские руки.
- Доить я научился лет в 7, - рассказывает Раис Бортанович. - Мать ни свет, ни заря уходила на ферму. Мы с сестрами как управимся с домашними делами, по очереди отправлялись к ней на помощь. Навоз выгребали лопатами, таскали вагонетками. А уж в 16 лет меня приняли в колхоз трактористом...
Раис и Адиля
Рабочий режим сельских механизаторов известен. С весны до глубокой осени ежедневная смена - часов 12 минимум. А в период уборочной или посевной иной раз приходится не выпускать из рук «баранку» и сутки напролет. Тем не менее, каким бы напряженным ни был сельский труд, молодежь умудряется выкроить время для романтики. Как-то на танцах, в сельском клубе Раис заприметил симпатичную девчонку с очаровательными ямочками на щеках.
- Она жила на другом конце нашего села, ближе к Рузаевке и училась в городской школе. Потому я сначала решил, будто она приезжая. Неделю поглядывали друг на друга издалека. А потом осмелился, пригласил её на танец.
- Я тоже сразу обратила внимание на Раиса, - включается в разговор супруга. - Он и внешне был привлекательный, и танцевал здорово. А когда познакомились поближе, я поняла, что именно с таким человеком - серьезным, основательным, ответственным - должна связать свою судьбу. Правда, поначалу ревновал меня он к другим парням, - смеется Адиля Фяритовна.
- Но не сильно, - уточняет Раис Бортановч. - Зато она два года меня ждала, пока я служил в армии. Выучилась на зоотехника в Кемлянском совхозе-техникуме. Демобилизовавшись, я устроился водителем в рузаевскую «Сельхозтехнику». Поднакопил денег и через год, в ноябре, мы с Адилей сыграли свадьбу.
Хозяин
В стихийную перестроечно-постперестроечную пору, когда вдруг вновь назрел вопрос: «Кому же должна принадлежать земля?» или, правильнее сказать, «кто возьмет на себя ответственность за ее содержание?», муж сестры предложил Раису Бортановичу возглавить арендную бригаду.- Было ясно, что прежнее коллективное хозяйство разваливается. Мне было жалко бросать землю. Потому и согласился, - признается Дубинников.
Сначала народ скооперировался в три бригады. Но скоро осталось две. Причем при демократическом раскладе большее число бывших колхозников выбрали растениеводческую бригаду Дубинникова. Не каждому оказалась по плечу ноша ответственности. Раису люди поверили: «он надежный».
- Правда, кое с кем нам пришлось распрощаться, - говорит Раис Бортанович. - От выпивох никакого толка не добьешься. У нас так: либо добросовестно работаешь на трезвую голову, либо гуляй…Дубинникову, кроме всего прочего, пришлось самостоятельно осваивать разные аграрные тонкости. Земле нужны не только умелые, заботливые руки, необходим разумный подход. Тогда и она вознаградит за старание своей щедростью. Впрочем, преподававшиеся на спецкурсах научные знания опытному практику дались без сложностей.
Позже, решив, наконец, создать собственное крестьянско-фермерское хозяйство, он понял: чтобы утвердиться и успешно развиваться в современных рыночных условиях, также требуется разбираться в реальных экономических и даже юридических хитросплетениях.- Нынешнее законодательство еще далеко от совершенства, - считает Дубинников. - Одни законы нередко противоречат другим. Массу времени убиваешь на преодоление каких-то нелепых бюрократических преград, пока, к примеру, оформляешь лицензии на паевую земельную собственность.
Тем не менее, Раис Бортанович не только сумел обеспечить достаток собственной семье, но и предоставил односельчанам возможность неплохо заработать. Сейчас в хозяйстве Дубинникова трудятся 25 человек. Сеют рожь, пшеницу, пивоваренный ячмень. Площадь обрабатываемых земель за десять лет увеличилась с 460 га до 1200. Есть три трактора, комбайн СК-5 «Нива», инвентарь, необходимый для работ. Содержат стадо крупного рогатого скота в полторы сотни голов, в том числе 51 - дойная корова.
Семейный экипаж
Кстати, в подчиненных у Раиса Бортановича наряду с односельчанами и близкие родственники - родные и двоюродные сестры, их мужья.
На щепетильный вопрос о влиянии кровного родства на финансовые взаимоотношения Дубинников без малейшего смущения отвечает:- Каждый получает столько, сколько заслужит. Тракторист или комбайнер, разумеется, зарабатывают больше, нежели мой зять-шофер, который возит только доярок на дойку. Так же и все остальные. Хочешь получить прибыль - трудись на совесть.
Принципу справедливости Дубинников не изменяет. Даже если дело касается родных сыновей. Они оба - 24-летний Рашид и 22-летний Руслан - ни минуты не сомневались в выборе своего жизненного пути. С детства видели, как непросто достается отцу его хлеб. Но сами ещё совсем мальчишками уселись на трактор. Вроде как игра – «поехали в поле покататься». А с 12 лет уже работали помощниками комбайнера. Поступив в Рузаевский политтех на специальность «машиностроение, Рашид каждое лето отправлялся на практику - в хозяйство к отцу.
После два года, пока он нес армейскую службу в Ракетных войсках в подмосковной Балашихе, ему снилась колосящаяся нива, запахи лугового разнотравья и золотые россыпи созревшей пшеницы.
И пусть мозолистые ладони сыновей Дубинниковых уже насквозь пропахли бензином и соляркой, зато с любой техникой они на «ты». И дело, начатое отцом, бросать не намерены. Не тянет их ни к праздной роскоши, ни к шальным деньгам.
Дочь Раиса Бортановича Лиана закончила отделение экономики и бухучета того же Рузаевского политтеха и теперь ведет все финансовые дела крестьянско-фермерского хозяйства.
Адиля Фяритовна как профессиональный зоотехник контролирует воспроизводство животного поголовья и самочувствие телят, буренок.
А на время посевных и уборочных мама с дочкой,как обычно, «переквалифицируются» в поваров - готовят обеды-ужины для всех комбайнеров, водителей, занятых в горячей страде.
За почти тридцать лет совместной жизни супругам Дубинниковым ни разу не довелось вырваться ни к морю, ни на курорт.
- Разве хозяйство, скотину без присмотра оставишь, - объясняет Адиля Фяритовна. - Земля отпусков не признает. Как отдыхаем? Любим вдвоем посидеть на берегу речки, порыбачить. Только редко удается. А недавно вот пошли по ягоды. За час ведро собрали, - улыбается хозяйка и к свежезаваренному дымящемуся чаю подает гостям ароматное варенье из полевой клубники.
Мила МЕЛЬНИКОВА