сельхозпроизводители активно интересуются выращиванием в Прикамье рапса для производства биотоплива. Как стало известно „Ъ“, представители мордовского ООО «Спецмаш» попросили в аренду у властей Коми-Пермяцкого округа 60 тыс. га для выращивания этой культуры. Пока в крае засеивается рапсом около 6 тыс. га земельных угодий. Сельхозчиновники говорят о том, что к производству рапса стоит подходить системно. Сейчас в крае нет завода по переработке рапса, и производители вынуждены переплачивать за транспортировку сырья на заводы в Татарстан.
Как сообщили „Ъ“ в администрации Кудымкарского района (Коми-Пермяцкий округ), в муниципалитет обратились представители ООО «Спецмаш» (Мордовия) с предложением выращивать на районных землях рапс. Инвестор обозначил рекордные размеры желаемого участка — около 60 тыс. га. Пока в районе ему готовы выделить около 10 тыс. га. По данным „Ъ“, мордовская компания намерена инвестировать в производство и переработку рапса, для чего планируется строительство небольшого завода. Почерпнуть другие сведения об этом инвесторе и связаться с ним „Ъ“ не удалось.
Ъ Рапс — озимое или яровое растение рода Brassica семейства крестоцветных. Получаемое из растения рапсовое масло используют в металлургической, мыловаренной, кожевенной и текстильной промышленности, а также для производства биотоплива. По Киотскому протоколу до 2010 года доля рапсового масла в дизельном топливе в европейских странах должна достигнуть 5,75%.
Рапсовая тематика не является новой для Пермского края. Системно подойти к программе производства и переработки рапса в крае предложил в 2006 году председатель социального комитета краевого ЗС Валерий Чупраков. Господин Чупраков намеревался построить в регионе завод по переработке рапса. Он стал учредителем одного из предприятий, занимавшихся производством рапса, — ООО «ПермРапс». Изучив опыт иностранных производителей, он разработал проект программы развития этой сельхозкультуры, заявив о готовности инвестировать в производство, но при поддержке краевых властей, которые бы создали пул производителей сырья. Проект до сих пор находится в недрах минсельхоза.
Вчера Валерий Чупраков пояснил „Ъ“, что на данный момент ему неинтересно заниматься этой темой. «Нет смысла строить в регионе перерабатывающее производство, пока мы не будем производить рапс в достаточных объемах. В Татарстане построили завод на 300 тыс. тонн. Сейчас местные производители обеспечивают 120–150 тыс. тонн, а остальное они пытаются закупать в других регионах, — пояснил „Ъ“ господин Чупраков. — Должна быть заинтересованность министерства в освоении пустующих земель и развитии производства рапса. Тогда и появятся инвесторы».
Сейчас, по данным краевого минсельхоза, рапс выращивают три хозяйства — ООО «ПермРапс», хозяйство «Жилинское» и агрохолдинг «Ашатли». Ежегодно в крае засеивается рапсом не более 6 тыс. га, отмечает начальник управления формирования аграрной политики министерства сельского хозяйства Пермского края Иван Огородов.
Глава агрохолдинга «Ашатли» Сергей Чернов говорит о том, что пока предпринимает только попытки в разведении рапса: «Мы засеяли 300 га озимым рапсом, это опытные площади». По его словам, сейчас «Ашатли» также приобретает в лизинг специальную технику для посева и сбора этой культуры (семена рапса слишком мелкие, и обычные комбайны неэффективны. — „Ъ“). А также ведет переговоры с западным инвестором (его имя не раскрывается. — „Ъ“) о приобретении небольшого завода по производству рапсового масла. «Покупать сразу большой завод — это риск, поскольку не совсем понятны рынки сбыта рапсового масла и биодизеля», — пояснил господин Чернов. Инвестировать в переработку рапса компания намерена на менее 500 млн руб. Он рассказал „Ъ“, что в течение 2009–2010 годов компания намерена значительно увеличить посевные площади по рапсу — до 10 тыс. га. Сейчас агрохолдинг занимается приобретением земель на юге Пермского края. «Цены на нефть и нефтепродукты продолжают расти. В этих условиях привлекательность вложений в биодизель увеличивается», — уверен глава агрохолдинга. «В России рынок биотоплива пока не сформирован. Но это не мешает компаниям работать на экспорт», — добавляет Валерий Чупраков.
Иван Огородов считает, что в крае необходимо развивать производство и переработку рапса. «Рапс — это очень интересная культура, особенно при таком росте цен на масло и высокой потребности животноводства в жмыхе, при этом требует очень высокой организации производства и наличия современной техники. В ином случае заниматься им бессмысленно. На сегодняшний момент объемы производства в крае слишком малы для того, чтобы заинтересовать переработчиков. «Местечковое» производство на площадях по 100–200 гектаров без единой системы — экономически необоснованно», — говорит он. Так, добавляет он, неплохо бы построить в крае завод по переработке рапса, ведь сейчас пермским производителям приходится нести большие затраты при транспортировке сырья в Татарстан.
Надежда Емельянова