Основные итоги работы экономического блока регионального правительства за 2009 год подвел на встрече с журналистами вице-губернатор Нижегородской области Владимир ИВАНОВ. Оценив их в целом как положительные, Владимир Александрович заметил, что экономика региона в этом весьма непростом году продемонстрировала свою устойчивость. Но и без негативных моментов не обошлось.
- Наибольшей проблемой оказалось даже не отсутствие финансов, - заявил вице-губернатор, а непрофессионализм отдельных управленцев в условиях кризиса. Умение держать удар, делать выводы и приспосабливаться к ситуации - вот главные качества руководителя на сегодняшний день. К сожалению, не все менеджеры высшего звена ими обладают. Поэтому необходимо серьезно заняться кадровым составом хозяйствующих субъектов и их подготовкой.
По словам Владимира Иванова, самое главное, чего удалось добиться, - стабилизировать ситуацию в экономике и финансовом секторе. Правительство оказало существенную поддержку реальному сектору экономики и провело колоссальную работу с системообразующими предприятиями. Эту поддержку ощутили на себе, в первую очередь, предприятия автопрома, объекты малого и среднего предпринимательства.
В рамках координационного совета по регулированию негативных процессов в экономике области (всего состоялось 58 заседаний совета) были приняты решения о предоставлении госгарантий Нижегородской области на пополнение оборотных средств на общую сумму более 1 млрд рублей 20 предприятиям региона и госгарантий областного бюджета на инвестиционные цели в размере 120 млн рублей сроком до 5 лет для финансирования запуска производства метилметакрилата на ОАО «Дзержинское оргстекло». Всего правительством было предоставлено 14 государственных гарантий 12 предприятиям на сумму 805 млн рублей.
Наибольшие объемы капиталовложений были направлены на реализацию таких крупных проектов, как строительство установки висбкрекинга гудрона «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» и комплекса производства поливинилхлорида «РусВинил» в Кстовском районе, строительство литейно-прокатного комплекса «ОМК - Сталь» в Выксунском районе, модернизацию кольцепрокатного производства «Русполимет» в Кулебакском районе.
Как отметил Владимир Иванов, важным элементом экономической политики региона являются программы развития производительных сил муниципальных районов и городских округов, разработанные и утвержденные в 2007 году. За два с половиной года реализации этих программ объемы отгруженной продукции были увеличены на 47,8 млрд рублей, налоговые поступления в консолидированный бюджет области - на 3,8 млрд рублей, создано порядка 15 тысяч новых рабочих мест.
Кроме этого, решались задачи стабильного функционирования банковского сектора. Финансовая система Нижегородской области не давала сбоев даже в самый разгар кризиса, в ее работе не было допущено никаких серьезных срывов. Но при этом, не скрывает вице-губернатор, проблема с доступностью банковских кредитов остается еще достаточно острой. «Поэтому правительство старается всячески помогать промышленникам. Если есть у нас возможность брать на себя погашение части процентной ставки, мы это делаем - в бюджете средства на эти цели заложены. Но главное, чтобы этот кредитный ресурс был потрачен на реализацию приоритетных программ и не «размывался», - подчеркнул он.
Одна из основных задач на 2010 год, по мнению Владимира Иванова, - это организация работы с монопрофильными территориями. В Нижегородской области сформирован список из 13 моногородов (Заволжье, Балахна, Володарск, Ворсма, Павлово, Кулебаки, Выкса, Саров, Первомайск, Сергач, Княгинино, Кстово и Шахунья). Все они включены в федеральный список, состоящий из 335 моногородов. Из них в число 27 моногородов с наиболее сложной ситуацией вошли Павлово и Заволжье. По этим моногородам разработаны планы модернизации, основу которых составляют инвестиционные проекты, направленные на диверсификацию экономики и создание новых рабочих мест.
Рассказывая о ходе исполнения бюджета в 2009 году, вице-губернатор отметил, что этот процесс проходил в трудных условиях. Начиная с конца 2008 года и в течение всего года 2009-го года происходило значительное сокращение поступлений налоговых доходов, и, в первую очередь по самым крупным налогам - налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц. В результате доходы областного бюджета составили 79,2 процента от первоначального плана.
- Непросто было сбалансировать бюджет, - признается Владимир Александрович. - Но при этом все социально значимые статьи мы профинансировали своевременно и в необходимом объеме. В первую очередь деньги шли на зарплату, социальные выплаты населению, текущее содержание бюджетных учреждений, обслуживание государственного долга. Финансирование капитальных расходов осуществлялось только по объектам с высокой степенью готовности, в том числе по строительству метрополитена.
Долговая политика правительства области в течение 2009 года строилась с учетом необходимости привлечения источников финансирования для покрытия дефицита областного бюджета. Объем кредитов коммерческих банков был увеличен на 5,4 млрд рублей, размещен пятый облигационный заем Нижегородской области в сумме 3 млрд рублей сроком на 3 года под 13 процентов годовых, привлечены бюджетные кредиты из федерального бюджета в сумме 4,1 млрд рублей. Объем государственного долга на конец 2009 года составил 19,6 млрд рублей.
Как отметил вице-губернатор, по итогам прошедшего года сельское хозяйство стало одной из немногих отраслей реальной экономики, завершивших год с положительными результатами.
Сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств произведено на сумму 40,3 млрд рублей, физические объемы увеличились на 3 процента по сравнению с 2008 годом.
Впервые за последние 12 лет было собрано 1432,4 тысячи тонн зерна, в том числе продовольственного - 342 тысячи тонн. Таким образом, область практически закрыла свои внутренние потребности в продовольственном зерне. Осталась лишь необходимость в высококачественном зерне твердых сортов, которые в наших климатических условиях не произрастают.
Для помощи в реализации сельскохозяйственной продукции нижегородскими производителями были открыты 13 торговых площадок во всех районах Нижнего Новгорода, которые работают еженедельно, выделено 180 мест для торговли молоком из цистерн.
По словам Владимира Иванова, область полностью обеспечивает себя картофелем, овощами, яйцом. А в ближайшие два года будет закрыта и потребность в мясе птицы. Однако не следует забывать о технической модернизации сельскохозяйственного производства. В связи с этим планируется провести реконструкцию или построить заново более 100 животноводческих объектов по содержанию крупного рогатого скота, а на базе крупных сельхозпредприятий планируется создание современных агрохолдингов с качественной сырьевой базой.
Особое место в работе экономического блока правительства уделялось и будет уделяться в ближайшие годы малому и среднему предпринимательству. За прошедший год в Нижегородской области количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 21 процент и составило 113462 единицы. Малый и средней бизнес обеспечил работой 593 тысяч человек - это более 37 процентов от числа занятых в экономике области, а оборот малых предприятий составил 225 млрд рублей и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился на 56,5 процента.
Всего на реализацию программных мероприятий по поддержке предпринимательства в 2009 году было израсходовано из областного бюджета 73 млн рублей и 434 млн - из федерального бюджета.
Говоря о государственном заказе, Владимир Иванов отметил, что в соответствии с планом госзаказа на 2009 год заказ Нижегородской области был размещен на сумму 17,6 млрд рублей. По результатам размещения госзаказов на торгах экономия средств областного бюджета составила порядка миллиарда рублей, что равно примерно10 процентам от суммы проведенных торгов. В проведенных торгах принимали участие как нижегородские товаропроизводители и поставщики, так и иногородние организации. Отрадно, что 87 процентов торгов выиграли нижегородцы. А в ноябре началось размещение заказов на электронных аукционах, что позволяет получить дополнительный экономический эффект порядка 4 процентов.
В 2010 году, по словам Владимира Иванова, планируется не менее чем в два раза увеличить количество торгов, проводимых посредством электронных аукционов, что позволит эффективнее использовать средства бюджета, усилить добросовестную конкуренцию, а также предотвратить коррупцию и другие злоупотребления в сфере размещения заказов.