Ассоциация фермеров и частных землевладельцев Украины (АФЗУ) планирует 25 июня провести предупредительную забастовку в форме у стен Верховной Рады. Менее масштабные акции также планируется провести во многих регионах страны, где сельхозпроизводители еще не приступили к уборке нового урожая. На вече в Киеве, как говорят представители АФЗУ, будут сформулированы основные требования украинских фермеров к власти относительно стабилизации ситуации в АПК и защите малого и среднего агробизнеса. После чего подготовленная и утвержденная вечем фермерская петиция будет передана в парламент, Кабинет Министров и Секретариат Президента. Свои дальнейшие планы и действия (вплоть до проведения всеукраинской забастовки) фермеры будут согласовывать уже в зависимости от реакции властей на их требования.
МЯСО СНОВА ПОДОРОЖАЕТ
В преддверии поступления нового урожая на внутренний рынок практически всех операторов (от сельхозпроизводителей до зернотрейдеров) беспокоит один вопрос: цены на зерно в новом сезоне. Аграрии опасаются, что на фоне значительного урожая и больших переходных запасов зерна цены на основные культуры (пшеницу, ячмень, кукурузу) в Украине существенно снизятся. Вплоть до уровня себестоимости зерна, а возможно, и ниже. По их мнению, на понижение будут играть главным образом трейдеры, которым государство дало зеленый свет на экспорт, и, как считают аграрии, зерноторговые компании непременно постараются за счет увеличения своей маржи восполнить те финансовые потери и убытки, которые они понесли в уходящем сезоне. Однако, учитывая тесную взаимосвязь украинского зернового рынка с мировым, большинство экспертов считают опасения аграриев безосновательными, поскольку ситуация на ведущих торговых площадках мира остается напряженной. Цены на зерно, несмотря на их снижение за последние несколько месяцев, все же остаются на довольно высоком среднегодовом уровне. Вместе с тем недавнее подорожание котировок на кукурузу на Чикагской бирже привело к тому, что экспортные цены на это зерно (около $290/т на условиях поставок FOB) превысили экспортные цены на пшеницу. По мнению аналитиков, именно высокие мировые цены на кукурузу и рис будут способствовать поддержанию высокого уровня цен в мире и на пшеницу, несмотря на хорошие прогнозы относительно увеличения мирового производства последней. Эти тенденции повлияют и на Украину, где, как считает большинство отечественных экспертов, внутренние цены на зерно будут выше на 20-30% по сравнению с предыдущим сезоном, особенно это коснется второй половины маркетингового года. Правда, если крупные агропроизводители имеют возможность придержать свой товар до более благоприятной ценовой конъюнктуры, то мелкие и средние хозяйства ввиду отсутствия финансовых средств для проведения осенней посевной кампании действительно могут начать реализацию зерна по бросовым ценам. Хотя ниже себестоимости продавать его они вряд ли станут.
Несмотря на политическую подоплеку данного мероприятия, направленного в первую очередь против деятельности нынешнего правительства Юлии Тимошенко, руководство АФЗУ заявляет, что планируемая забастовка носит сугубо экономический характер. И вызвана она только тем, чтобы привлечь внимание к их проблемам государства, которое фактически отвернулось от фермеров, прекратив бюджетное финансирование фермерских хозяйств и всячески поддерживая развитие крупнотоварного сельхозпроизводства. В конечном итоге, по их мнению, такая политика приведет к исчезновению малых и средних агропредприятий в АПК Украины. И вместо 50 тысяч фермерских хозяйств и двухмиллионной армии частных землевладельцев, которые в последние годы производят 60-70% всей валовой сельхозпродукции в стране (а по овощам и фруктам их доля достигает 80-90%), на внутреннем агрорынке уже в ближайшие несколько лет останется работать 400-500 крупных агропредприятий по образцу латиноамериканских латифундий. Именно у них в скором времени будет сосредоточена не только вся сельскохозяйственная земля (в случае запуска рынка земли) и современная агротехника, но также они получат (и получают уже сегодня) за счет государственных программ поддержки сельского хозяйства более широкий доступ к дешевым кредитным ресурсам и бюджетному финансированию.
В общем, фермеры не согласны ни с нынешней политикой государства, в результате которой они могут исчезнуть как класс, ни с той тенденцией, о которой неоднократно заявляли эксперты аграрного рынка в прошлом году. В частности, о том, что консолидация земельных активов в АПК со стороны агрохолдингов будет только усиливаться. Если в 2007 году примерно тысяча сельскохозяйственных предприятий (в основном крупные и средние) по обоюдному согласию сторон в агрохолдинги в качестве их структурных подразделений, то в нынешнем этот показатель может увеличиться вдвое-трое за счет скупки мелких и средних хозяйств, количество которых уже сократилось до шести тысяч, обрабатывающих примерно 5-5,5 млн. га пахоты (или 14% от общей площади). И конкурировать таким хозяйствам (как по объемам выращиваемой продукции, так и по затратам на ее производство и себестоимостью) с крупными промышленными агропредприятими просто невозможно. Хозяйства, которые обрабатывают от 50 до 500 га земли, сегодня могут успешно развиваться только в небольших нишах по производству определенной сельхозпродукции, однако агарное лицо страны уже несколько лет как определяют крупнотоварные производители.
И основные причины тенденции перехода к крупнотоварному производству вызваны не столько заинтересованностью средних аграриев в привлечении инвестиций в агросектор, сколько в том, что сегодня им проще выжить в составе агрохолдинговой компании. В частности, такому предприятию легче взять банковский кредит и внести залог за него, легче получить материально-технические ресурсы, легче со сбытом выращенной продукции, возвратом кредитных средств и т.д. Еще одним немаловажным фактором является низкая себестоимость производимой продукции в крупных хозяйствах, что при определенной конъюнктуре рынка дает либо более высокую прибыль, либо позволяет избежать больших убытков по сравнению с небольшими производителями.
Однако судя по выдвигаемым нынче требованиям, можно сделать вывод о том, что в первую очередь руководство АФЗУ беспокоят размеры государственного финансирования, которые слишком малы, чтобы иметь возможность конкурировать с теми же крупными агрохозяйствами. Согласно принятому Государственному бюджету на 2008 год, на финансовую поддержку фермерских хозяйств должно быть выделено 60 млн. грн. В ассоциации считают, что финансирование в этом году должно быть увеличено еще на 100 млн. грн., а со следующего года эта строка должна содержать полновесных 500 млн. грн. да еще порядка 1,6 млрд. грн. необходимо заложить в бюджете на 2009 год на развитие личных приусадебных хозяйств и обслуживающих сельхозкооперативов. То есть фермеры по-прежнему уверены, что мелкотоварное сельхозпроизводство способно не только полностью обеспечить страну необходимой агропродукцией, но и позволит избежать существенного роста цен на нее.
Естественно, при условии, если в этом им финансовую помощь будет оказывать государство. И не только помогать финансово, но и влиять на ценообразование как рыночными, так и не совсем рыночными методами. К примеру, чтобы не допустить обвала цен на зерно, стоимость которого по мнению руководства АФЗУ этим летом может упасть до 700-900 грн. за тонну продовольственной пшеницы по причине увеличения объемов сбора урожая и высоких переходных запасов прошлогоднего зерна, правительству через Аграрный фонд необходимо закупить около двух млн. т продзерна по цене на уровне 1400 грн./т. И это при том, что в общем объеме производства зерновых в Украине доля фермерских хозяйств незначительна (не более 10-12%) и не имеет существенного влияния на рынок. Однако высокая себестоимость фермерского зерна по сравнению с крупными производителями заставляет их требовать от правительства не допустить цен. Правда, в этом интересы правительства и фермеров не совпадают, ибо первому выгодно стабилизировать внутренний рынок именно за счет снижения цен на зерновые в этом году. Хотя желания ни той, ни другой стороны от них самих не зависят, поскольку украинский зерновой рынок давно уже напрямую завязан с мировым рынком. И еще не факт, что цены, как говорится, в этом году. По мнению ряда экспертов, цены на украинское зерно могут сохраниться на достаточно высоком уровне, поскольку на мировом рынке снова усилились тенденции к росту цен. Однако заработать на этом снова-таки смогут крупные производители, у которых и себестоимость зерна пониже, и имеются крупные товарные партии, и давно задействованы каналы сбыта продукции (включая экспорт).
Так что выдвигать требования по ценам на зерно фермерам, как говорится, ни к селу ни к городу. А вот относительно очередного введения (или установления) государством минимальных цен на молоко, чего также требуют фермеры, - это вообще из области, далекой от рыночных отношений, на что неоднократно указывали эксперты и операторы рынка. Действительно, в настоящее время переработчики закупают около 70% сырого молока в приусадебных хозяйствах (частных подворьях) и у фермеров. Однако ни для кого не секрет, что это сырье не отвечает даже внутренним стандартам на молоко (не говоря уже о международных), и платить фиксированную, установленную государством высокую цену за некачественную продукцию молокозаводы никогда не станут, в чем все могли убедиться несколько лет назад, когда правительство пыталось ввести минимальные цены на молоко.
В общем, получается, что фермеры в своей предупредительной забастовке будут выдвигать ко всем ветвям власти по сути невыполнимые требования, поскольку ситуацию в полной мере будут определять рыночные механизмы. Государство может только подкорректировать ценообразование (если, конечно, умеет это делать) или же по старинке вернуться к административным рычагам воздействия на рынок. Правда, делать это лишь потому, что этого требуют фермеры, которые сегодня не являются движущей силой агропромовского локомотива, чиновники вряд ли станут. В таком случае будущая акция имеет совершенно иной смысл, нежели тот, который пытаются в нее вложить руководители АФЗУ. И судя по всему, смысл этой акции - бросить очередной камень в огород правительства.
Олесь Степанов