Импортная свинина занимает около 35% российского рынка, и доля продукции из других стран продолжает расти. Поэтому в обозримом будущем в России следует ожидать квотовых войн.
Российские представители свиноводческой отрасли сельского хозяйства все чаще заявляют, что производство становится избыточным. По их мнению, Россия может обеспечить себя свининой самостоятельно — если не сейчас, так в ближайшие годы.
В то же время, поставки мяса в Россию осуществляют несколько сотен зарубежных предприятий, и периодические «санитарные» запреты Россельхознадзора на ввоз свинины для отдельных импортеров погоду на рынке не делают. Как заявил руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин, комментируя недавний ввод ограничений на поставки мяса с ряда комбинатов США и Аргентины, а также с 18 предприятий Франции, Бельгии, Германии и Испании, «исключение доли «запрещенного» продукта из общего объема рынка будет не очень заметно».
На текущий момент, по оценкам НМА, доля импортного мяса в общем потреблении составляет в России около 40%, в частности, говядины и свинины – около 35%. При этом в перерабатываемом сырье мясокомбинатов (колбасе, фарше, беконах и т. д.) доля импортного мяса в некоторых регионах достигает 100%, а в Москве и центральных областях — около 70%.
По данным ФТС, в январе-апреле 2008 года импорт мяса (кроме мяса птицы) был увеличен на 12,5% (в натуральном выражении) по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Согласно данным таможенной статистики, за 4 месяца импорт возрос до 430,8 тыс. тонн (на $1118,4 млн) с 382,9 тыс. тонн (на $938,3 млн) в январе-апреле 2007 года. А по оценкам председателя Комиссии по АПК РСПП Ивана Оболенцева, за январь-март зарубежные поставки свинины на российский рынок выросли более чем на 30%.
С другой стороны, по данным Госкомстата РФ, в марте поголовье свиней в сельскохозяйственных предприятиях России увеличилась на 0,4% по сравнению с предыдущим месяцем. Объемы реализации свиней на убой в живом весе увеличились на 8,6%. Перерабатывающими предприятиями в марте было произведено на 1,8% свинины в парном весе больше, чем в феврале.
«Баланс производства и потребления свинины в марте 2008 года формировался под влиянием увеличения объемов импорта и объемов внутреннего производства», — константируют эксперты Института аграрного маркетинга.
Такая ситуация делает российский рынок предельно зависимым от колебаний цен на внешнем рынке. Как отметил в начале июня Сергей Юшин, за апрель-май цены на свинину выросли на 20%, однако это не предел — «в Европе снижается поголовье свиноматок, а в России на 20-25% в зависимости от региона уже выросли цены на живых свиней».
В свете импортной зависимости приходится внимательней прислушиваться к заграничным профильным новостям. Так, на этой неделе латвийский портал DELFI опубликовал прогноз, в соответствии с которым в Латвии стоимость мяса свинины в ближайшее время может вырасти до 30%, если государство не окажет поддержку фермерам.
В связи с резким подорожанием говядины часть потребетилей «переключились» на свинину, которая теперь тоже дорожает по всей Европе (наиболее заметно — в Германии и Австрии). Поэтому прогноз НМА о том, что весенний скачек цен — «не предел», выглядит для российского рынка пугающе объективным. Кстати, кроме угрозы ценовой зависимости, засилие импортной свинины несет и объективную угрозу национальной пищевой безопасности. Тем не менее, «заморская» свинина остается интересной для российского рынка. Поэтому хозяевам строящихся в России современных свиноводческих комплексов приходится думать, как в будущем потеснить иностранцев.
На этой неделе группа «Черкизово» ввела в эксплуатацию первый модуль нового свиноводческого комплекса в Тамбовской области. Согласно проекту, «Тамбовмясопром» будет состоять из двух модулей. «Общая производственная мощность свинокомплекса составит более 200 тыс. голов товарных свиней в год, что соответствует производству порядка 12,5 тыс. тонн свинины в живом весе на каждом модуле в год», — отмечается в сообщении компании. Запуск в эксплуатацию второго модуля назначен на вторую половину 2008 года, первый модуль свинокомплекса выйдет на полную производственную мощность к середине 2009 года.
Агрохолдинг «Талина» также объявил о планах построить свиноводческий комплекс и мясокомбинат — в Ставропольском крае. Инвестиции в проект составят 9,3 млрд руб., объем производства — 25 тыс. тонн свинины в год. При этом на Ставрополье заявлены к реализации еще два проекта, подобных по мощности проекту «Талины»: комплекс компании «Агрико» и проект Краснодарского мясокомбината. То есть строительство современных свиноводческих комплексов в России — не отдельные инициативы, а тенденция, и по подсчетам профильных экспертов только за 2005-2006 годы инвестиции в свиноводство в России превысили $5 млрд.
Конечно, возведение компаниями современных свиноводческих комплексов способно существенно улучшить ситуацию с продовольственной безопасностю, но без господдержки все равно не обойтись. Хотя бы потому, что другие страны своих свиноводов поддерживают весьма активно.
«Я уверен, что господдержка аграриев — это такой вопрос, в котором развитые страны никогда не согласятся на принципиальные уступки, — сообщил «Эксперту» Оболенцев. — Слабые порывы к либерализации во всех странах утратили актуальность вместе с резким ростом цен на продовольствие. Сельское хозяйство теперь по всему миру будет переводиться на «ручное управление». Все будут заботиться о развитии собственного производства по социальным (надо кормить бедных) и стратегическим соображениям, а также потому, что это теперь становится доходным бизнесом».
«Страны-экспортеры животноводческой продукции, для которых Россия представляет один из самых емких рынков в мире, постоянно совершенствуют механизм поддержки своих производителей, — заявил он же в конце марта на заседание коллегии Минсельхоза России. — Это, в свою очередь, позволяет им сохранить приемлемый уровень цен на экспортную продукцию, которая теснит продукцию отечественного производства. Россия остается мировым лидером по импорту мяса птицы, сыров, сливочного масла, занимает второе место по объемам ввоза свинины и говядины».
При этом суть необходимых для корректировки ситуации мер озвучивалась неоднократно ответственными лицами различной степени высокопоставленности. В частности, необходимо пересматривать пошлины: несмотря на увеличение в 2-3 раза «сверхквотных» ставок, продажа субсидируемого мяса все равно остается выгодной, и сверхквотный импорт растет. Также требует пересмотра соглашение с Бразилией, которой Россия 14 лет назад предоставила эксклюзивную 25-процентную скидку по всем таможенным платежам на все товары мясной группы. То есть, прежде всего, требует модернизации сама система квотирования.
Кстати, напомним, что при переназначении Алексея Гордеева главой Минсельхоза в рамках смены правительственного кабинета министерство получило права таможенно-тарифного регулирования в сфере сельского хозяйства. Поэтому можно предположить, что квотовый режим будет пересмотрен. И, похоже, это произойдет, когда строящиеся сегодня современные мясоперерабатывающие комплексы выйдут на проектную мощность.
Также не помешало бы проработать адекватный ответ ЕС в вопросах субсидирования отечественных сельхозпроизводителей. Впрочем, здесь тоже намечаются серьезные подвижки: Россия на переговорах по вступлению в ВТО настаивает на поддержке отечественного АПК в размере $9 млрд.
Игорь Чубаха