Прошел год, как вступил в силу Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Как он повлиял на работу тех, кто молоко производит и перерабатывает? Что выявила практика применения техрегламента? На эти и другие вопросы отвечает директор ГУ «Центр испытания качества продукции» Т. Нарыжная:
— Безусловно, роль закона была позитивной. Повысилось качество как заготавливаемого молока, так и продукции, которую выпускают молкомбинаты. В целом по краю за 11 месяцев текущего года в сельхозорганизациях закуплено молока высшего сорта 16,5%, первого — 72,4% и второго — только 8,6%.То есть требования к качеству продукции стали более высокими.
Улучшилась технология заготовки и хранения молока в первичном звене — в сельхозпредприятиях. Проведено техническое перевооружение процессов на молочно-товарных фермах. Подтянулись и личные подсобные хозяйства, где заготавливается примерно 79 % всего сырья. На общекраевом фоне есть свои лидеры. Например, в Красногвардейском районе сдача молока высшего сорта сельхозорганизациями составила 71%, в Предгорном — 70%, в Петровском — 62%.
— Тамара Николаевна, а покупатель теперь найдет необходимые данные о молоке на упаковке?
— На пакетах с молоком, кефиром и другими изделиями теперь имеются данные о содержании основных компонентов продукта, его энергетической ценности. Каждое предприятие разработало программы производственного контроля, выполнение которых направлено на обеспечение выработки безопасной продукции.
Введение закона подстегнуло сельхозпредприятия и молокозаводы к техническому перевооружению. И наконец вся нормативная документация приведена в соответствие с требованиями «Технического регламента».
Надо отметить, что внедрению в повседневную практику федерального закона во многом способствовала помощь министерства сельского хозяйства края.
— Прокомментируйте эпизод, который мы знаем по телевизионным сюжетам. Председатель правительства России В. Путин не нашел в магазине продукта под названием «молочный напиток» и сделал вывод, что закон не работает…
— Да, это существенный пробел в законе. Дело в том, что закон был принят без ссылки на методику определения сухого молока в питьевом молоке и молочных продуктах. Потому на прилавках до сих пор не появился продукт под названием «молочный напиток». И такая ситуация действительно оставляет лазейку для недобросовестных производителей.
КОММЕНТАРИЙ. Доктор сельскохозяйственных наук, профессор Ставропольского аграрного университета В.Милошенко:
— Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» в целом явился шагом вперед по сравнению с рядом разрозненных документов, которые существовали ранее. Связка «производители молока и переработчики» всегда была неравноценной. Переработчики диктовали условия сдачи продукции, цены на нее и т.п. Производители молока в силу своей разобщенности, отсутствия консолидации обычно проигрывали молокозаводам. «Технический регламент» поставил определенные рамки требований к переработчикам. И они постепенно, хоть и с некоторым трудом, адекватно воспринимают требования закона. Конечно, практика прошедшего года выявила неточности в ряде формулировок. Сейчас, насколько я знаю, ведущими институтами молочной промышленности подготовлены дополнения в регламент. Это позволит лучше исполнять положения закона.