Вы здесь

Новосибирская область: Пир во время чумы: зимний стол грызунам обеспечен!

Перейти к полной версии/Вернуться

Где хлеба было много, так это на традиционных Днях урожая. В области начался праздник хлеборобов. Вот только поводов для радости не густо. Каждый день на минувшей неделе происходили события, связанные с селом. И каждый день обнажал проблемы, о которых не просто говорили – кричали крестьяне.

Дни урожая. Праздник, когда крестьяне могут смахнуть пот со лба, обтереть натруженные руки и сказать: мы это сделали! В этом году результат сельских стараний – почти четыре миллиона тонн! Премии, почетные грамоты, автомобили – администрация региона стимулирует сельхозпроизводителей.

Сергей Селезнев, глава Администрации Убинского района: "Была опасность, что не созреют хлеба: мы находимся в такой зоне, что у нас всегда поздно созревают. Но хлеба подошли – и мы убрали их почти первыми в области. Хлеба, сухой хлеб, засыпали в закрома. Лежит дома, не отправляли его на приемные: цены за хранение, переработку... Ждем сейчас, ищем варианты, как его продать".

Традиционная выставка достижений сельского хозяйства. Правда, в этом году именно здесь можно увидеть, как у нас научились использовать ненужную пшеницу. Экспозиция Татарского района: из хлеба соорудили мост, новосибирский вокзал и даже оперный театр!

Краснозерский район. Только на полях фермера Валерия Хиреева под снег ушло около двухсот гектаров пшеницы! Зимний стол грызунам обеспечили и соседние хозяйства. При этом, по данным районных властей, весь урожай убран. Акты о плачевной ситуации никто не подписывает!

Валерий Хиреев, директор фермерского хозяйства: "На сегодняшний день кто-то должен в колокола бить! Кто-то должен говорить! Хватит эйфории! Какие праздники? Это как пир во время чумы... Какой праздник? О чем хвалиться? У нас зерно сырое!"

В хозяйстве "Ярковское" Новосибирского района испорчено две тысячи тонн пшеницы. Складировать хлеб под открытым небом производители решились не от хорошей жизни. Свои хранилища забиты так же, как платные элеваторы. Урожай убирали влажным, плюс дожди. Результат: две тысячи тонн гнилого хлеба отправляют в речку на корм рыбам.

Глеб Поповцев, директор хозяйства "Ярковское": "Это что ж за праздник? Это танцы на костях! Если государству не надо закупать зерно, так скажите: да, мы не будем закупать зерно. А то во всеуслышание полгода рассказывали: от министра, до самого низкого чиновника, – что интервенции, будем закупать по 6 рублей! Все берут кредиты, а получается... Получился тромб, по большому счету".

В Ордынском районе у многих хозяйств похожие проблемы. На свалку зерно не вывозят… пока.

– Ой, так оно сырое! И теплое какое – греться можно. Прям тепло!

Как и в Краснозерском районе, в Ордынском достаточно хлеба, который ушел под снег. И там останется...

Виталий Шубин, директор мелькомбината: "На сегодняшний день зерно, поступающее с полей, влажностью 32-34 процента. Убирать это зерно я не вижу никакой экономической выгоды. Смысла нет. Просушить, разместить на элеваторе: 1200-1400 до ГОСТа довести. И потом продать его? Крестьяне не смогут его окупить!"

"Не смогут окупить": эти слова для хозяйств как приговор! Средняя себестоимость новосибирской пшеницы – три с половиной тысячи рублей за тонну. В том же "Ярковском" в этом году в сельское хозяйство проинвестировали пятьдесят миллионов рублей. Покупали технику, элитные семена, тратились на удобрения. Инвестиции остались под открытым небом. Как теперь платить зарплату? Как отдать налоги? Как объяснить банкам, что кредиты не вернуть?

Государственные зерновые интервенции стартовали на этой неделе. Крестьяне ожидали, что торги наконец сформируют справедливую цену на зерно. То, что биржа будет работать на понижение объявленной цены в шесть тысяч рублей за тонну пшеницы третьего класса, было сразу понятно. Но произошел обвал.

– Ах!!! Три сто пятьдесят! Блин, щекотят, щекотят меня... Всё! Поздравляем с самой рекордно низкой ценой на бирже!

Сергей Рыдкин, участник торгов из Алтайского края: "Никто такой цены не ожидал. – А сколько ожидали? – Ну, хотя бы не 6, но 5 рублей..."

Алексей Сухоносов, участник торгов из Усть-Таркского района: "Конечно, в шоке все! Но ничего не сделаешь, будем ждать-ожидать более высокую цену".

За тем, как в Сибири идут зерновые торги, наблюдали и в Москве. И после странной торговли в Новосибирск спешно прилетела московская делегация. Заместитель министра сельского хозяйства, президент Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств и руководитель Объединенной зерновой компании встретились с сибирскими сельхозпроизводителями, чтобы вместе хотя бы попытаться понять, как произошло, что самая дорогая в выращивании сибирская пшеница на бирже пошла по самой низкой цене!

– Вы правильно говорите: какой дурак будет по 3 100 продавать?! Но некоторые продают! Поэтому мы с вами должны отделить, где фермеры-труженики, которые вынуждены продавать, а где жулики-посредники, которые скупили у крестьян по нужде зерно.

Владимир Плотников, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России: "Глава КФК Белимов, Омская область. Я такого не знаю. "Солнечное", "Нива", Омская область. О, вот "Нива"! Скажите, кто это такие?"

И омские фермеры рассказали: руководитель "Нивы" – высокий чиновник из Законодательного собрания Омской области! Владелец элеваторов и хлебоприемных пунктов. У него хранится зерно еще прошлого года: тогда купил по тысяче рублей – сейчас продает по три. Естественно, ему выгодно. А как быть остальным? В правительстве ситуацию оценили и пошли на беспрецедентные меры".

Александр Беляев, заместитель министра сельского хозяйства России: "Надо поднять, надо дать сигнал рынку, дать сигнал всем, что торги должны пройти в режиме 5,5 тысяч! Приостановили торги в нарушение всех правил, приостановили - до вторника. До вторника!!!"

На следующей неделе мы, естественно, узнаем, чем сибирский крестьянин ответит на правительственную заботу. Но присутствующие на встрече фермеры почему-то не очень верят, что цену удастся поднять. И не только этот вопрос гложет крестьян.

По оценкам специалистов, сейчас во всем мире происходить затоварка зерном. Россия не отстает. И у нас запасов на два года вперед. Так зачем ставить амбициозные задачи? Для чего выращивать рекордные урожаи?

Александр Школдин, председатель Союза сельхозтоваропроизводителей Новосибирской области: "Недаром есть пословица: кто занимается сельским хозяйством, это или патриоты, или идиоты. Я уверен: кто выращивает хлеб, – это патриоты. А дальше – комментарий: догадайтесь с трех букв..."

По горьким, но очень похожим на правду, прогнозам до посевной дотянут далеко не все хозяйства. В соседнем Алтайском крае фермер не смог отдать долги и покончил с жизнью... В Новосибирской области до этого пока не дошли.

Источник: