В начале мая на всем постсоветском пространстве СМИ активно обсуждали намерение эстонских налоговиков обложить фермеров налогом на газ, выделяемый коровами в процессе жизнедеятельности. Несмотря на всю курьезность подобного решения, его всерьез собирались осуществить. И только теперь, спустя почти месяц до руководства Эстонии, наконец, дошел комизм собственного ноу-хау, и оно передумало взимать налог на коровьи газы.
Правительство Эстонии отказалось от применения закона от 1999 года. По словам министра окружающей среды Эстонии Яануса Таммкиви, закон был «несправедлив по отношению к эстонским крестьянам, так как в Европейском союзе такого налогообложения не существует». Однако при этом Таммкиви отметил, что выделяемый коровами метан в 20 раз опаснее углекислого газа с точки зрения опасности парникового эффекта. Так что, в случае, если ЕС все-таки решит ввести подобный налог, Эстония, по словам министра, обязательно последует примеру своих европейских партнеров.
О коровьих газах говорил и премьер-министр Эстонии Андрус Ансип. По его словам, зарубежные СМИ напрасно высмеивали эстонский закон. Ансип подчеркнул, что «коровы и овцы... выделяют газы не сзади, а через рот, потому они ведут себя более благородно, чем им приписывали».
Между тем, эксперты утверждают, что, несмотря на свою эксцентричность данной правовой нормы, она является частью последовательно реализуемого ЕС совсем несмешного плана по ликвидации агрокомплекса своих новых членов. Так, уже в соседней Латвии производство молока становится нерентабельным: фермерские хозяйства продают его перерабатывающим предприятиям по цене 17-19 сантимов за литр, тогда как затраты на его производство обходятся в среднем в 22 сантима за литр.
Несогласные с этим латвийские молочники 30 мая собрались на Домской площади Риги и до позднего вечера раздавали в знак протеста свою продукцию всем желающим. Акцию устроили представители Валмиерского объединения сельскохозяйственных организаций, которые требуют, в частности, чтобы государство предоставило молочной отрасли дотации в размере шести миллионов латов (около 13,4 млн. долларов). Но министр земледелия Латвии Мартиньш Розе в ответ на тревоги фермеров заявил, что производителям молока следует переключиться на другие виды продукции. По его словам, молочники могли бы, например, выращивать яблоки и разводить овец. Но едва ли судьба овцеводов и садоводов в ЕС будет отличаться от судьбы молочников.
Аграриям «старой Европы», которые и так едва сводят концы с концами, не нужны конкуренты из бывшего соцлагеря. Так что, может быть, что со временем эстонцам все же придется платить за газы своих коров, и не только за них.
Павел Аристархов