Миллионы людей по всему Черному континенту занимаются сейчас так называемым земледелием на расстоянии. Горожане содержат в сельской местности фермы, но сами на них не работают. За них это делают многочисленные родственники и друзья, а аграрии-заочники продают потом выращенный урожай в городах. Новое увлечение городских жителей объективно помогает бороться с продовольственным кризисом и потому получает поддержку властей во многих африканских странах.
В отличие от многих россиян, с ранней весны до поздней осени охотно копающихся в земле на дачных участках, образованные и обеспеченные (по местным меркам) африканцы сами свои наделы не обрабатывают. Чаще всего это делают за них родственники или друзья, оставшиеся в родных деревнях. Нанимать за деньги бывших односельчан «земледельцы на расстоянии», как их часто называют, не любят. Дело в том, что на своих участках они, опять же в отличие от наших граждан, стараются вообще не появляться, а если и приезжают, то очень редко, и поэтому вынуждены полагаться на тех, кто землю обрабатывает. А родственники и друзья, конечно же, в этом отношении надежнее.
Учитывая высокую цену продуктов питания, заочный аграрный промысел приносит неплохой, по африканским меркам, доход – несколько тысяч долларов в год. Но самое главное – новое увлечение горожан помогает бороться с продовольственным кризисом. Это хорошо понимают власти во многих странах и поэтому всячески его приветствуют и поддерживают, полагая, что образованные люди помогут им поднять сельское хозяйство, много лет бывшее для экономики многих африканских государств пасынком. У истоков новой, весьма своеобразной формы фермерского движения нередко оказываются первые лица. В Нигерии, к примеру, бывший президент Олусегун Обасанджо имел огромную ферму, на которой выращивал множество аграрных культур. Он прилагал немало усилий, чтобы развивать земледелие на расстоянии.
Сейчас наиболее сильную поддержку от политиков такие новые фермеры получают, пожалуй, в Либерии, где гражданская война практически уничтожила сельское хозяйство и заставила власти полагаться на импорт продовольствия. Президент Элен Джонсон-Серлиф во многом делает ставку в подъеме разрушенного аграрного сектора именно на образованных людей. Она начала в прошлом году кампанию «Назад к земле», главная цель которой – убедить горожан заняться земледелием, а главный лозунг – «Земля – банк, вкладывайте в нее деньги!» С одной стороны, «земледельцы на расстоянии» прекрасно знают, какие продукты нужны горожанам, а с другой – им также хорошо знакомы условия труда в деревне, в которой зачастую они сами выросли.
Некоторые горожане, кстати, охотно приобщаются к сельскому труду даже в городах. Причем вовсе не обязательно во дворе дома или на пустыре. Бухгалтер Джеймс Мемуси из Найроби, например, выращивает в задней комнате своей квартиры в жилом многоквартирном доме кенийской столицы грибы и продает их расположенным по соседству супермаркетам и гостиницам. Но такая форма земледелия, конечно, неудобна и поэтому встречается редко. К тому же у большинства горожан в Африке есть доступ к земле в сельской местности, чем они все чаще пользуются. В Либерии главная цель новой сельскохозяйственной политики состоит в том, чтобы избавиться от импорта таких культур, как рис и помидоры. В более развитых африканских странах к аграрному труду образованных граждан подталкивают соображения здорового питания и, конечно же, желание заработать.
Новые веяния в сельском хозяйстве дают хороший стимул развитию другого бизнеса, в частности ресторанного. Яркий пример – Лусака, где сейчас необычайной популярностью стали пользоваться блюда своей, замбийской кухни. О том, что ели их предки, жителям столицы Замбии еще пару десятков лет назад напомнила Сильва Банда, открывшая несколько ресторанчиков национальной кухни, которые очень быстро завоевали любовь горожан. Сегодня у ресторатора появляется масса последователей. На возврат к корням быстро обратили внимание транснациональные компании. Кенийское отделение Unilever провело, например, не так давно кампанию под лозунгом «Попробуй нашу кухню», «гвоздем» которой стали традиционные восточноафриканские травы и специи.