Вы здесь

Экспорт зерна обязано взять на себя государство

Перейти к полной версии/Вернуться

Нужно ли отдавать остаток свободного берега Дуная иностранной компании? Какая-то странная «доброта»: сначала отдали кусок драгоценного побережья соседям, теперь хотим отдать голландцам…

Как уже сообщала наша газета, в Рени состоялись общественные слушания, посвященные проекту строительства на берегу Дуная (выше порта) зернового терминала мощностью 500 тыс. тонн в год. Инвестором выступает голландская компания «Бонтруп-холдинг», интересы которой в Рени представляет ООО «Бонтруп-терминал».
В ходе достаточно бурного обсуждения были высказаны самые разные, порой диаметрально противоположные мнения и оценки: весомые аргументы нашлись как у сторонников, так и у критиков проекта. Среди его противников оказался и заместитель председателя правления ОАО «Ренийский элеватор» Алман Усамов. Он счел необходимым донести свою позицию до общественности.

Странная у нас «доброта»

— Хочу высказаться на эту тему и как гражданин, и как руководитель предприятия, — говорит Алман Алиевич. — Я прекрасно понимаю, что мои слова могут быть восприняты неоднозначно. Многие скажут: руководство Ренийского элеватора выступает против проекта «Бонтруп-терминала» только потому, что не желает иметь у себя под боком конкурента. Хорошо, но разве не глупо создавать себе конкурентов собственными руками, а потом страдать? Одного такого конкурента мы уже «пригрели на груди» — это Джурджулештский порт в Молдове, зерновой терминал которого рассчитан на единовременное хранение 50 тысяч тонн груза. И вот результат: после того, как он был введен в эксплуатацию, мы потеряли более 30 процентов зерновых грузов. От нас ушел самый крупный партнер — швейцарская фирма «Транс-ойл», которая занималась транспортировкой преимущественно молдавского зерна в объеме около 300 тысяч тонн в год.
На сегодняшний день в Рени действуют три пункта перевалки зерна: наш элеватор, субъект специальной экономической зоны «Рени-лайн», а также склады самого порта на третьем грузовом районе. Иными словами, есть где развернуться, тем более что все перечисленные мощности загружены, в лучшем случае, наполовину. Если же грамотно организовать подачу флота и вагонов, то через Рени можно перегружать один миллион тонн зерновых грузов в год. Это в несколько раз больше, чем сейчас. Возникает вопрос: а надо ли в данной ситуации отдавать остаток свободного берега Дуная иностранной компании? Какая-то странная «доброта»: сначала отдали кусок драгоценного побережья молдаванам, теперь хотим отдать голландцам…
Нынешнее правительство не раз заявляло о том, что любая продажа земли (или передача в длительную аренду) должна проводиться только на конкурсной основе, путем аукциона. Насколько мне известно, «Бонтруп-терминал» является единственным претендентом на обладание тем земельным участком, где планируется строительство терминала. То есть, никакой конкурсной борьбы не было, и нет. Получается, что в нашей стране левая рука вновь не знает, что делает правая: Кабмин провозглашает одни принципы, а власти на местах действуют по другим…
Согласен: инвестиции в украинскую экономику нужны. Другое дело — какие инвестиции, для чего, и какой эффект получит от них тот регион, куда приходит инвестор? Если инвестиции помогают развиваться этому региону — слава богу! Но если иностранному капиталу создаются привилегированные условия в ущерб отечественным предприятиям — это уже не политика, а добровольное колониальное ярмо.
На мой взгляд, голландский зерновой терминал никаких ощутимых «дивидендов» городу не принесет. Рабочие места? При нынешних перегрузочных технологиях степень механизации очень высока, и на этом производстве много людей не потребуется. Реконструкция и строительство городской инфраструктуры? В лучшем случае инвестор отремонтирует подъездные пути и пару километров дорог, да и то, в первую очередь, для собственного транспорта. Не будем забывать и о том, что «альтернативный» причал недалеко от порта — это возможность оперативно корректировать ценовую политику на рынке транспортировки зерна. Порт в этом случае заведомо становится менее конкурентоспособным, так как его расценки на грузопереработку утверждаются Министерством транспорта, то есть являются фиксированными. Соответственно, местные власти оказываются перед выбором: кого поддерживать — иностранного инвестора или градообразующее предприятие «в лице» порта? По-моему, ответ очевиден.

Развитие — это инвестиции в будущее

В настоящее время Ренийский элеватор осуществляет серьезную модернизацию производства с целью увеличения своей пропускной способности. Лишь в этом году мы вложили в развитие мощностей свыше 3 миллионов гривень. Следует напомнить, что семь лет назад предприятие было способно обеспечить приемку и единовременное хранение до 10 тысяч тонн грузов. На сегодняшний день этот показатель удалось довести до 32 тысяч тонн. За последние годы мы построили два склада и восемь новых емкостей для хранения зерна. Если быть точным, на момент нашей беседы смонтировано шесть емкостей, четыре из них уже работают. Думаю, к середине октября монтажные работы будут закончены полностью. Кроме того, элеватор провел большую работу по повышению интенсивности и качества перевалки зерна. Если прежде мы могли перерабатывать не более 10 вагонов за смену, то сегодня можем выгружать 30 вагонов. Почти готова к пуску новая транспортерная линия, которая позволит предприятию на 40 процентов увеличить производительность погрузки судов — до четырех тысяч тонн зерна в сутки.
Чтобы было понятно, о чем идет речь, в двух словах расскажу о технологических особенностях этой работы. Долгие годы элеватор производил погрузку флота с помощью стационарных транспортеров, что причиняло ряд неудобств и приводило к потерям времени. Заполнился один трюм — судно было вынуждено двигаться вдоль причала и «подставлять» другой отсек. Теперь же передвигаться будет транспортер, представляющий собой самоходную установку. Благодаря ей оперативность процесса значительно возрастает — время погрузки судна можно будет сократить на 10 часов.
Честно говоря, модернизацию предприятия мы начали, прежде всего, потому, что ориентировались на перевалку значительных объемов молдавского зерна. И хотя оно по-прежнему остается для Ренийского элеватора основным грузопотоком, потеря такого крупного партнера, как фирма «Транс-ойл», стала очень неприятным событием. Тем не менее, отступать поздно — реконструкция мощностей практически завершена. По большому счету, деньги, вложенные в развитие — это инвестиции в будущее, пусть даже в отдаленную перспективу. Потеряли одних клиентов — найдем других, и проведенная модернизация будет этому только способствовать. К примеру, мы пытаемся выйти на зерновой рынок России и Казахстана, предлагая экспортерам более выгодные ценовые условия. Если в портах Черного моря тариф на перевалку одной тонны зерна составляет 18‑20 долларов, то у нас — до 9 долларов. Правда, к этой сумме надо прибавить стоимость транзита по Молдавской железной дороге (до 7 долларов за тонну), и ренийские расценки в общей сложности сразу взлетают до 16 долларов. Тут мы вновь упираемся в старую наболевшую проблему отсутствия железнодорожной ветки Рени-Измаил. По этой же причине мы лишены возможности принимать отечественное зерно: украинским компаниям проще работать с черноморскими портами, чем «гнать» груз транзитом через территорию другого государства. Что же касается хранения зерна, то эта услуга почти не востребована. Наши крестьяне настолько бедны, что им, как говорится, нужны деньги здесь и сейчас, поэтому весь урожай зачастую продается прямо с поля.

Надо просто организовать работу

На общественных слушаниях один из депутатов Ренийского горсовета заявил о том, что в настоящее время суммарная емкость всех элеваторов Украины составляет 30 млн. тонн, тогда как реальная потребность страны — ровно вдвое больше. В связи с нехваткой мощностей для хранения зерна украинское правительство приняло решение всячески поощрять строительство новых элеваторов и перевалочных комплексов. Эта задача, сказал депутат, рассматривается в контексте повышения экспортного потенциала Украины на рынке сельхозпродукции, и голландский зерновой терминал, дескать, идеально вписывается в данную концепцию.
Позволю себе не согласиться с этим утверждением. Теоретически оно звучит вроде бы правильно, но на практике мы часто видим «разброд и шатание». Каждый год накануне жатвы наше государство заявляет о необходимости поддержки сельхозпроизводителей: обещает «укротить» цены на горючее, гарантировать нормальные цены на зерно, обеспечить выдачу дешевых кредитов и т.д. И каждый год диктаторами рынка становятся зернотрейдеры. Правительство то увеличивает закупки в Аграрный фонд, то сокращает их, то наращивает экспорт зерна, то ограничивает или вообще запрещает его. В прошлом году зерно в портах и на элеваторах прорастало — Правительство месяцами не разрешало его отгружать! Так о какой «концепции» можно говорить? Быть может, где-то и надо реконструировать и строить элеваторы, но превращать это в очередную всеукраинскую кампанию — глупо. Не «концепции» нужно создавать, а грамотно и профессионально организовать работу существующих элеваторов и портовых терминалов. Ведь любой из них способен перегружать зерно круглые сутки, причем в очень больших количествах. Уверен, что действующее элеваторное хозяйство Украины вполне способно обеспечить транспортировку экспортных объемов зерновых грузов. Вы только вдумайтесь: сегодня Ренийский элеватор загружает одно, иногда два судна в месяц, хотя он способен обрабатывать до 15 судов ежемесячно!
Однако сегодня на рынке — полное затишье. Возможно, это последствия кризиса. Возможно, влияние предстоящих выборов. Но факт есть факт: зерно почти никто не покупает и, соответственно, его невозможно продать. Ценовая политика также остается неопределенной: производители готовы сейчас отдавать ячмень и фуражную пшеницу по 800 гривень за тонну, тогда как в минувшем году цена доходила до 1000 гривень. И все равно нет покупателей. Словом, украинский зерновой рынок ныне не регулируется. В этом — его главный недостаток.

А ведь от спекулянтов можно избавиться!

Опытный хозяйственник А. Усамов действительно зрит в корень. Среди отечественных аграриев вряд ли найдутся такие, кто не хотел бы укрепления позиций Украины в качестве мировой житницы. Нашей стране, как говорится, сам бог велел быть одним из крупнейших игроков на внешних рынках зерна. Да вот беда: независимо от урожая, экспортных квот и колебаний цен, украинские крестьяне из года в год остаются нищими. Подлинными хозяевами положения чувствуют себя либо зернотрейдеры (иначе говоря, спекулянты), либо агрофирмы с иностранным капиталом, для которых украинские хозяйства — не конкуренты.
Незаангажированные эксперты давно предлагают простой и эффективный выход из этой нелепой ситуации: зерновой экспорт обязано монополизировать государство. Именно оно будет покупать у крестьян весь объем зерна, предназначенного для продажи на внешнем рынке. Государство гарантирует производителям нормальные внутренние цены на продукцию, а затем продает ее по мировым ценам. Конечно, этот подход также содержит в себе элемент спекуляции, однако в разумных пределах. Безусловный плюс состоит в том, что такая модель позволяет решить две стратегические задачи: обеспечить экономическую устойчивость собственного сельского хозяйства и создать источник пополнения бюджета, ведь при государственной монополии на экспорт зерна вся прибыль, полученная от внешнеторговых операций, поступает в казну державы. Более того, эти же деньги можно использовать для внутренних инвестиций в украинский агропромышленный комплекс, то есть, не проедать заработанные средства, а вкладывать их в развитие.
Так почему же наша власть даже не заикается о подобной схеме? Наверное, потому, что в ней нет места посредникам и спекулянтам, за которыми, кстати, стоят высшие должностные лица, исповедующие известный принцип: «государство — это я».
Андрей Потылико

Источник: