Вы здесь

Выступление Е.Скрынник на совещании в Орловской области

Перейти к полной версии/Вернуться

Выступление министра сельского хозяйства РФ Елены Скрынник на совещании по вопросу о завершении осенних полевых работ, итогах уборки урожая 2009 года и состоянии рынка зерна под руководством Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, Малоархангельский район, Орловская область 02 октября 2009 года:

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые участники совещания!
Разрешите доложить по трем основным направлениям:
- Об итогах уборки урожая и завершении осенне-полевых работ,
- О ситуации с обеспечением агропродовольственного рынка логистической инфраструктурой,
- О мерах по повышению эффективности агропромышленного комплекса.
О ходе уборочных работ
В текущем году посевная площадь зерновых составила 48 млн га.
По состоянию на 30 сентября, несмотря на неблагоприятные погодные условия, намолочено 88 млн тонн зерна в бункерном весе.
Из регионов хочу отметить работу Краснодарского края, где собран самый высокий среди субъектов урожай - 8 млн тонн зерна или почти 10% от валового сбора по России.
Хорошие результаты уборки зерна в Ставропольском крае, где намолочено 6 млн 700 тыс. тонн зерна, Ростовской области - 6,5 млн тонн, Республике Татарстан - 4 млн 600 тыс. тонн.
Продолжается уборка других культур.
Намолочено 627 тыс. тонн кукурузы на зерно. Валовой сбор планируется на уровне 5 млн тонн.
По сахарной свекле накопано 9 млн 300 тыс. тонн. Валовой сбор планируется на уровне 24-26 млн тонн.
Сбор риса составит 800 тыс. тонн, что выше урожая 2008 года.
Продолжается уборка сои. Намолочено 137 тыс. тонн. Урожайность увеличилась с 10 до 13 ц/га.
По уточненному прогнозу Министерства валовой сбор зерновых в 2009 году составит 90 млн тонн после доработки. Это ниже рекордного урожая прошлого года, но выше среднего показателя за последние 10 лет. Данного объема достаточно для обеспечения внутренних потребностей в объеме 77 млн тонн и сохранения экспортного потенциала российского зерна.
Рекордный урожай прошлого года и ожидание хорошего урожая в текущем году связаны со значительными мерами поддержки со стороны Правительства. Объем финансирования, направленного в растениеводство из бюджетов всех уровней, в текущем году составил 70 млрд рублей. Это субсидирование процентных ставок, компенсации на минеральные удобрения, снижение цен на горюче-смазочные материалы, единый сельхозналог.
В растениеводстве заложен прочный фундамент для устойчивого развития. Снижение урожая текущего года носит ситуационный, а не системный характер и связано прежде всего с климатическими условиями.
Из-за засухи чрезвычайная ситуация была объявлена в 15 субъектах. Пострадали более 8 тысяч хозяйств. Гибель посевов произошла на площади 4 млн 400 тыс. га.
Правительством и Министерством были предприняты своевременные меры по поддержке хозяйств в пострадавших регионах:
- субъектам предоставлена возможность получения беспроцентных бюджетных кредитов,
- пролонгированы субсидируемые краткосрочные кредиты на 1 и 3 года,
- предоставлена отсрочка по уплате лизинговых платежей.
Министерством проведен анализ баланса ресурсов зерна. Все пострадавшие территории полностью обеспечены продовольственным и фуражным зерном.
Министерством совместно с "Россельхозакадемией" проводятся семинары по системе устойчивого ведения производства на засушливых территориях. И как результат, сев озимых проведен на площади 13 млн 500 тыс. га, что на 3 млн га больше прошлого года. Прогнозируемая площадь сева - 18 млн За последние 15 лет это наивысший показатель.
Проведение озимого сева укладывается в необходимые агротехнические сроки.
О проведении закупочных интервенций
В соответствии с Законом "О развитии сельского хозяйства" государственные закупочные интервенции - это инструмент регулирования рынка для точечного снятия излишков зерна, которое покупается у сельхозтоваропроизводителей по рыночным ценам посредством биржевых торгов.
В прошлом году для регулирования рынка было закуплено 8 млн 60 тыс. тонн на сумму 38 млрд 600 млн рублей.
Данный объем зерна продолжает оставаться в государственном интервенционном фонде. Его реализация невозможна из-за низкой ценовой конъюнктуры на внутреннем и мировом рынках. Мы несем серьезные расходы по его хранению.
Что касается новых интервенций, то Министерство к ним технически и организационно готово.
В марте были объявлены цены на закупку зерна урожая 2009 года в интервенционный фонд. Цены были согласованы с Правительством и соответствовали ценовой конъюнктуре на тот момент.
При осуществлении закупок зерна через биржу, цена будет снижаться в процессе торгов. Таким образом, конечная цена закупок буден ниже индикативных цен.
Агентом для проведения интервенций является государственная "Объединенная зерновая компания", которая была создана в соответствии с Вашим, Дмитрий Анатольевич, Указом. Объем закупок зерна будет зависеть от дальнейшего развития ситуации на рынке. Планируем приступить к интервенциям в октябре.
Для обеспечения дальнейшего роста продукции растениеводства необходимо повысить обеспеченность сельхозтоваропроизводителей качественными отечественными семенами.
Если в производстве зерновых доля импортных семян составляет только 4%, то по ряду других культур, таких как кукуруза, сахарная свекла, овощи, их доля может достигать 90%.
Развитие научной и практической селекционной работы в сельском хозяйстве должно стать нашим приоритетом.
Необходимо строительство новых заводов по производству семян. Первые шаги в этом направлении сделаны: подписано трехстороннее соглашение по строительству завода по подготовке семян сахарной свеклы в Липецкой области. Планируется реализация аналогичных проектов в ряде других регионов.
В целях повышения урожайности и качества производимого в России зерна, его конкурентоспособности на мировом рынке, а также обеспечения продовольственной безопасности мы приступил к разработке программы по созданию современной системы семеноводства на основе новейших достижений науки и техники. Программа должна обеспечить производство семян всех возделываемых в России культур, в объеме не менее 80% от потребности, что соответствует уровню нашей селекционной независимости.
О развитии логистической инфраструктуры зернового рынка
По итогам последних двух лет мы занимаем третье-четвертое место в мире по поставкам пшеницы и ячменя. В этом сегменте наша доля достигла 14%.
По итогам прошлого сельскохозяйственного года экспорт зерна составил 23 млн тонн. Это почти $4 млрд. Прогноз на текущий год - 19-20 млн тонн.
Если рассматривать перспективу 10-15 лет, то при введении в оборот дополнительных земель и росте урожайности, мы сможем повысить валовой сбор зерна в России до 120-125 млн тонн в год.
Это позволит нам обеспечить стабильный экспорт в 40-50 млн тонн в страны Центральной и Юго-Восточной Азии, Среднего и Ближнего Востока, Южной Европы и Африки.
Поставки зерна должны осуществляться "под конечного потребителя" и производиться в соответствии с долгосрочными контрактами.
Для решения этой задачи нам необходимо провести модернизацию действующей инфраструктуры по хранению и транспортировке зерна, а также ввести новые мощности для его экспорта через Черноморский и Дальневосточный регионы.
В настоящее время Министерство разрабатывает Программу развития инфраструктуры зернового рынка, предусматривающую комплекс мер:
- стимулирование предпринимательской инициативы по строительству современных энергоэффективных элеваторов;
- расширение экспортной инфраструктуры и строительство портовых элеваторов в Южном и Дальневосточном федеральных округах.
При этом мы будем максимально использовать потенциал "Объединенной зерновой компании".
На текущем этапе проект программы носит немонетарный характер. Активная фаза ее реализации может начаться в 2011-2012 годах.
Об информационном обеспечении АПК
Решение поставленных задач невозможно без качественного информационного обмена между всеми участниками агропродовольственного рынка.
Для этих целей, в рамках Государственной программы, Министерство создает систему государственного информационного обеспечения сельского хозяйства. Новая модель позволит структурировать отрасль в едином информационном поле:
- Министерство сельского хозяйства с помощью системы будем выполнять задачи по мониторингу и анализу внутреннего и мирового рынка основных видов сельхозпродукции, контролировать эффективность использования бюджетных средств, составлять прогнозы развития агропромышленного комплекса страны.
- субъекты Российской Федерации смогут осуществлять оперативный мониторинг наличия ресурсов продукции на предприятиях региона, получать оперативную информацию о потребностях рынка, использовать инструменты для прогнозирования и контроля исполнения продовольственного баланса субъекта, мониторинга проектов и программ развития.
- сельхозтоваропроизводители получат доступ к оперативной информации о конъюнктуре регионального, российского и международного рынков продовольствия, смогут получать метеорологические по региону, нормативно-правовую информацию, данные о государственных и региональных программах.
Важной составляющей системы станет возможность прогноза на урожай уже в начале года, а не в момент начала уборочной, как это происходит сейчас.
Внедрение системы позволит повысить эффективность регулирования АПК и обеспечит возможность для принятия корректных управленческих решений на федеральном, региональном и корпоративном уровнях.
Аналогичная система уже функционирует в Москве и доказала свою эффективность.
О мерах по повышению эффективности агропромышленного комплекса
В настоящее время приоритетными являются три направления повышения эффективности:
1. Рыночная эффективность, то есть производство сельхозпродукции в тех объемах, по тем ценам и того качества, которые востребованы на внутреннем и международном рынках.
Именно для этого созданы региональные прогнозные балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции, с учетом биоклиматического потенциала субъектов и их роли на продовольственном рынке страны.
2. Бюджетная эффективность.
- Внедрены критерии оценки эффективности использования бюджетных средств,
- Создан общероссийский реестр сельхозтоваропроизводителей, получающих бюджетную поддержку,
- Введена форма обязательной отчетности субъектов по всем базовым показателям Государственной программы - в виде подготовки и защиты "паспорта региона".
3. Инфраструктурная эффективность. Развитие инфраструктуры аграрного рынка должно создать предпосылки для устойчивого функционирования отрасли и повышения конкурентоспособности российской продукции на внутреннем и мировом рынках.
Все перечисленные меры обеспечат дальнейшую позитивную динамику развития сельского хозяйства.
Спасибо за внимание!

Источник: