В конце минувшей недели первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Виктор Зубков провел организационное заседание Штаба по оказанию помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим от засухи в 2009 году. На сайте Минсельхоза России размещен текст выступления на заседании министра сельского хозяйства РФ Елены Скрынник. В нем, в частности, говорится.
Приказом Министерства от 17 августа создан штаб по организации помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в субъектах, пострадавших от засухи. Состав штаба согласован с Минфином, Минэкономразвития, МЧС, Минтрансом и Минрегионом России. В штаб вошли заместители федеральных министров и руководители АПК всех пострадавших субъектов.
Подготовлен план работы штаба. Письмом от 17 августа он направлен в федеральные органы исполнительной власти на согласование.
Засуха 2009 года является самой масштабной за последние 10 лет.
В 15 субъектах введен режим чрезвычайной ситуации. Это Оренбургская, Самарская, Волгоградская, Ульяновская, Саратовская, Ростовская, Астраханская и Челябинская области, Республики Башкортостан, Татарстан, Калмыкия, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Северная Осетия-Алания и Карачаево-Черкесия.
Суммарный недобор урожая зерна в пострадавших регионах составит 13 млн тонн. По данным экспертизы, проведенной Министерством, гибель сельскохозяйственных культур произошла на площади 4 млн 425 тысяч га. Пострадало 8 тысяч 152 хозяйства. Застраховано 259 тыс. га, 320 хозяйств. Ущерб по прямым затратам составил более 13 млрд рублей. При этом почти 1 млрд 500 млн рублей выделено из региональных бюджетов. Результаты экспертизы направлены в Минфин России письмом от 21 августа.
Министерством реализуется комплекс мер для поддержки сельхозпроизводителей в пострадавших регионах.
Во-первых, субъектам Российской Федерации рекомендовано использовать возможности получения беспроцентных бюджетных кредитов в качестве дополнительных средств региональных бюджетов на поддержку сельхозпроизводителей, пострадавших в результате засухи. Во-вторых, при перераспределении объемов субсидий по направлениям государственной поддержки между субъектами Российской Федерации, по итогам их освоения за 9 месяцев 2009 года, приоритет будет отдаваться субъектам, пострадавшим от засухи. Министерство готово удовлетворить заявки регионов на получение дополнительных бюджетных средств, но только в случае софинансирования со стороны субъектов.
В-третьих, Министерством подготовлены реестры всех сельхозпроизводителей, пострадавших от засухи.
В-четвертых, Министерством подготовлены предложения о продлении сроков возврата субсидируемых из федерального и региональных бюджетов кредитов, полученных в текущем году на срок до 1 года:
- для сельхозпроизводителей, осуществляющих смешанное производство на срок до 1 года;
- для сельхозпроизводителей, осуществляющим производство исключительно продукции растениеводства, - на срок до 3 лет.
Подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий субсидирование процентной ставки по этим кредитам.
Решения о пролонгации краткосрочных кредитов и отсрочке на 1 год лизинговых платежей будут вынесены на обсуждение на ближайшем Наблюдательном совете «Россельхозбанка» и Совете директоров «Росагролизинга».
Уважаемый, Виктор Алексеевич!
Обращаемся к Вам как к Председателю Совета директоров «Росагролизинга» и Наблюдательного совета «Россельхозбанка» с просьбой решить вопрос положительно.
Подготовленные реестры пострадавших сельхозпроизводителей направлены в «Россельхозбанк» и в «Росагролизинг».
В-пятых, Министерством рассмотрена возможность выделения пострадавшим регионам зерна из интервенционного фонда на срок до 3 лет под гарантию субъекта Российской Федерации. В регионы направлены соответствующие письма. Запросов пока не поступило.
Между Министерством, «Росптицесоюзом» и «Росагропромсоюзом» 20 июля заключено соглашение об обеспечении потребности птицеводства и животноводства зерном из интервенционного фонда в объеме до 800 тыс. тонн на кредитные ресурсы «Россельхозбанка».
И, наконец, в рамках существующей Концепции развития сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой на период до 2020 года, ведется работа над повышением ее прозрачности и эффективности. Необходимо разработать такую модель страхования, которая в дальнейшем позволит сельхозпроизводителям покрывать убытки от катастрофических рисков.
Министерство активно взаимодействует с пострадавшими субъектами.
Совместно с «Россельхозакадемией» проведено 5 совещаний с регионами по повышению устойчивости сельскохозяйственного производства в условиях засухи. По их итогам даны поручения по разработке систем устойчивого ведения сельскохозяйственного производства на засушливых территориях. Необходимо срочно подписать прогнозные региональные балансы по зерну.
Регулярно проходят селекторные совещания. Проведено 12 видеоконференций с пострадавшими субъектами, где в частности обсуждались меры, предпринимаемые регионами для поддержки сельхозпроизводителей (дополнительное финансирование, перераспределение семенного фонда, заготовка кормов, обеспечение ГСМ и минеральными удобрениями).
Обращаю внимание регионов на то, что в настоящий момент 12 из 15 субъектов представили в Министерство региональные планы по поддержке сельхозпроизводителей, пострадавших от засухи. Планы не представлены Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республиками, а также Республикой Ингушетия. Прошу руководителей регионов предоставить планы в максимально сжатые сроки.
Наиболее ответственно к разработке регионального плана мероприятий по снижению последствий чрезвычайной ситуации подошли следующие регионы: Оренбургская, Саратовская и Самарская, которые в своих планах отразили следующие направления поддержки:
- Выделение средств из собственных бюджетов на закупку семян, ГСМ, кормов, подачу воды в засушливые районы;
- Создание областных фондов семян и завоз семенного материала из других регионов за счет межхозяйственного обмена;
- Внутрирайонное перераспределение семян озимых и яровых культур для оказания помощи пострадавшим хозяйствам;
- Проведение мероприятий по недопущению банкротства пострадавших сельхозпроизводителей;
- Формирование рынков кормов для реализации хозяйствам, пострадавшим от засухи;
- Перевод низкоурожайных посевов зерновых культур на кормовые цели;
- Организация заготовки кормов на землях госфонда и неиспользуемых сельхозугодиях;
- Заготовка всей соломы урожая текущего года;
- Увеличение площадей посевов озимых культур;
- Проведение в оптимальные агротехнические сроки сева озимых культур;
- Обеспечение сохранности поголовья сельскохозяйственных животных и птицы и недопущение снижения их продуктивности;
- Организация сельскохозяйственных ярмарок в муниципальных районах для обеспечения населения продукцией без участия посредников;
- Обеспечение сельхозпроизводителей бензином и дизтопливом по льготным ценам.
В заключении хочу сказать, что позитивный результат от принимаемых мер будет получен только в том случае, если усилия по поддержке пострадавших сельхозпроизводителей будут приниматься не только на федеральном уровне, но и в субъектах Российской Федерации.
"Крестьянские ведомости" www.agronews.ru