Вы здесь

Стоимость и себестоимость Насколько они соответствуют друг другу?

Перейти к полной версии/Вернуться

Крупные и средние сельхозпредприятия (сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК), государственные или муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП), акционерные общества (ОАО, ЗАО, ООО) всех форм собственности очень важны в той связи, что они чаще всего являются селообразующими, и от благополучия в них зависит социальное развитие населенных пунктов. Муниципальные власти на местах кровно заинтересованы в финансовом укреплении этих хозяйств.

В настоящее время в целом по Дагестану масштабными сельхозпредприятиями производится всего чуть более 12 процентов продукции, и рост этой доли, укрепление хозяйств, увеличение их числа за счет объединения усилий мелкотоварных производственных единиц в агрохолдинги и сельскохозяйственные потребительские кооперативы обозначается властью как одно из приоритетных направлений работы. Но и им успеха не добиться, если продукцию растениеводства и животноводства будут реализовывать по бросовым ценам. Как пишет Минсельхоз РД в письме в адрес глав муниципальных образований ряда сельскозяйственных районов, «сравнительный анализ реализационных цен по основным видам сельскохозяйственной продукции за 2008 год показал, что во многих сельскохозяйственных предприятиях они намного ниже среднерыночных. От занижения цен теряются значительные суммы выручки, по этой причине не хватает средств на выплату заработной платы, ухудшается финансовое положение, многие завершают год с убытками».

В среднем по республике сельхозпред-приятиями в прошлом году был реализован один килограмм зерна - по 4,4 рубля, овощей - по 4,8, картофеля - по 6,6, плодов - по 5,4, винограда - по 11, мяса (в живом весе) - по 38,2, молока - по 7,9 рубля. Велик разброс цен. Кумторкалинцы, например, продали зерно по цене более чем 8 рублей, шамильцы – всего по 2,4. Самые дешевые овощи были в Цумадинском (1 рубль), Сергокалинском (1,7 рубля), Бабаюртовском (2 рубля). Дахадаевские хозяйства реализовали картофель по 3,3 рубля, за каждый килограмм плодов сулейман-стальцы выручили по 1,3 рубля.

Что касается мяса, то хозяева 14 из 41 района продали его по ценам ниже себестоимости. Самые дешевые баранина и говядина (цена реализации одного килограмма живого веса чуть более 21 рубля) были в левашинских хозяйствах. Менее четырех рублей выручили за каждый литр молока в Хивском районе, по шесть и менее - в Левашинском, Рутульском, Шамильском, Тляратинском, Акушинском районах.

Если сравнить данные годовых отчетов в разрезе хозяйств, то картина еще более удручающе мозаичная. Цена реализации плодов в МУП «Кайтагский» (1 руб.), в СПК имени Шабанова Шамильского (1,08), в агрофирме «Бацада» Гунибского (1,4), СПК «Садвал» Магарамкентского (1,7 рубля) районов в три-четыре раза ниже среднедагестанской.
СПК «Ванашимахинский» Сергокалинского района продал овощи в среднем по цене 55 копеек за один килограмм, ОАО «Даркуш» С.-Стальского, СПК «Тинди» и «Хуштада» Цумадинского районов - по одному рублю, ЗАО «Эркепли» Кизилюртовского района - по два рубля. По сравнению со среднереспубликанскими, более чем в три раза ниже цена реализации молока в СПК «Кавказ» Левашинского (чуть более двух рублей), «Дубринский» и имени Тельмана Акушинского (соответственно 2,3 и 2,6 рубля) и в МУП имени Ленина Хивского (3,5 рубля) районов.

Один килограмм мяса в живом весе в СПК имени Караева Левашинского района продали по 8,7 рублей, «Россия», «Ахкентский», имени Коминтерна того же района, - менее чем по 15, СПК «Гази-Магомед» Новолакского района - по 11 рублей.

Словом, если бы реализационные цены во всех сельхозпредприятиях соответствовали среднереспубликанским, то, как считают в Минсельхозе РД, крупные и средние сельхозпредприятия получили бы выручку на 120 млн. рублей больше! От автора добавлю, если бы цены реализации продукции соответствовали рыночным, то хозяйства ежегодно выручали бы дополнительно в общей сложности около одного миллиарда рублей.

Прежде чем преодолеть негативное явление, надо изучить его причины. В этой связи Минсельхоз РД говорит о широко распространенной в сельхозпредприятиях практике выдачи своим работникам части оплаты труда натурой в виде продукции по сильно заниженным ценам. Кроме того, нередко встречаются случаи, когда продукция реализуется по одним ценам, а оформляется в бухгалтерских документах по другим, заниженным, а разница оседает в карманах отдельных лиц. Вместе с тем следует отметить, что сельхозорганы, сельхозпредприятия призваны коренным образом улучшить маркетинговую деятельность, сведения об экологически чистой дагестанской сельхозпродукции и сама продукция должны быть максимально приближены к потребителю. Для этого следует шире пользоваться возможностями розничных рынков, Интернета, СМИ. Органам местного самоуправления, а также самим хозяйствам необходимо повысить заинтересованность руководителей и специалистов в экономическом благополучии своих предприятий. Без коренного улучшения экономической работы в районных управлениях сельского хозяйства и в самих крупных и средних сельхозпредприятиях все другие решения, меры и даже заметное увеличение государственной поддержки сельхозтоваропроизводителя должной отдачи не дадут.

Муниципальные органы, как и другие структуры власти, могут возразить, что не вправе напрямую вмешиваться в хозяйственную деятельность сельхозпредприятий. Но избранные всеобщим голосованием главы районов и сел имеют достаточный авторитет и вес, чтобы добиться от членов кооперативных хозяйств принятия верных решений, в том числе и по части улучшения экономической и контрольной работы.

Источник: