Подержанные транспортные средства, ввозимые в страну с 15 июля, будут проходить фитосанитарный контроль, сообщили вчера Россельхознадзор и Федеральная таможенная служба (ФТС). Это предусмотрено новым перечнем подкарантинной продукции и товаров, подлежащих государственному фитосанитарному контролю, утвержденным Россельхознадзором 27 мая и согласованным ФТС 4 июня. В перечень попали все типы легковых, грузовых автомобилей, тракторы и некоторые виды спецтехники - от автокранов до пожарных машин.
Как и другая продукция, они будут проходить фитосанитарный контроль два раза: первичный - при пересечении границы и повторный - в конечном пункте следования, объяснила "Ведомостям" пресс-секретарь управления Россельхознадзора по Москве и области Анастасия Пучкина. Инспектор службы будет проводить визуальный осмотр, а при наличии оснований техника будет задержана для проведения лабораторных анализов и экспертизы (закон "О карантине растений" отводит на эти мероприятия до 20 календарных дней). Подозрения могут вызвать остатки растений, насекомые, грунт в автомобиле. В пресс-службе ФТС сообщили, что все таможенные посты получили указание не допускать ввоза транспортных средств без санкции Россельхознадзора.
Фитосанитарный контроль транспорта - международная норма, уверяет Пучкина: "Наши исследования показали, что именно на шинах и в щелях старых машин в страну могут попадать опасные вредители". За 2007-2008 гг. было выявлено 4290 единиц техники, содержащих "биологические материалы и почву, насекомых в живом и мертвом виде", указано на сайте Россельхоза. В 14 случаях находки оказались опасными карантинными объектами - азиатской хлопковой совкой, американской белой бабочкой, непарным шелкопрядом и японским жуком.
Больших хлопот досмотр автомобилей инспекторам пока не доставит - импорт подержанных иномарок упал. Крупные игроки на рынке авторитейла проблемы для себя в новых правилах не видят. Например, компания Blue Fish, подразделение группы "Рольф", сейчас работает только с подержанными автомобилями с внутреннего рынка и считает, что их и дальше будет достаточно, говорит главный исполнительный директор розничного подразделения "Рольфа" Вардан Даштоян.
"Это очередной барьер на пути подержанных иномарок в Россию. Мы платим, по сути, заградительные пошлины, а теперь еще появятся новые поборы. Как показывает практика ввоза других подкарантинных товаров, Россельхознадзор не успевает оформлять документы и рекомендует обращаться за помощью в коммерческие фирмы, которые помогают за хорошие суммы", - высказывается владелец небольшого московского салона по продаже подержанных автомобилей. Россельхознадзор все делает по закону, к посредникам импортеры обращаются исключительно по своей инициативе, парирует чиновник этого ведомства.