Вы здесь

Чтобы жизнь мёдом казалась Пчеловодство Среднего Урала требует перемен

Перейти к полной версии/Вернуться

— В настоящее время база развития пчеловодства на Урале в запустении. Пчеловодческие угодья используются только на 32 процента, особенно это касается северо-востока области. Между тем, как показывает опыт некоторых пчеловодов-любителей, при тех же ресурсах можно добиться куда большей результативности. Например, член Свердловского общества пчеловодов-любителей Василий Беляшов, выезжая в тайгу в районе Северо-уральска, получил от 40 пчелиных семей за 20 лет около 40 тонн мёда. Он не кочевал, а только вывозил пчёл в тайгу.

Мёд стране нужен всегда, потому что это не только продукт питания, но и лекарство. Даже в старинных былинах, которые должны были учить народ мудрости, мёд прославлялся. Вспомнить хотя бы Илью Муромца, который 30 лет и три года сиднем сидел, не мог встать на ноги, а, по одной из легенд, отведав мёду, растворенного в молоке, стал богатырём. В Екатеринбурге мёд можно применять для лечения школьников. Диспансеризация детей показала, что 85 процентов имеют те или иные патологии, их нужно лечить. Врачи же доказали, что мёд и цветочная пыльца, смешанная с мёдом, — незаменимые лекарства, которые позволяют укреплять и восстанавливать иммунитет, лечить недуги. В Германии уже был опыт, когда школьников оздоровляли именно мёдом. Тогда страна закупила пчелопродукты и поставляла их школам, больницам, детсадам бесплатно. Немцы закупали мёд за границей. В Свердловской области есть свой собственный. Поэтому общество пчеловодов-любителей предлагает внедрить такой опыт оздоровления детей на Среднем Урале.

Мы предлагаем губернатору Свердловской области Эдуарду Росселю начать первым в стране возрождение пчеловодческой отрасли. Для этого стоит учредить в областном министерстве сельского хозяйства отдел, который будет вести всю необходимую работу по созданию условий для пчеловодов, координировать их деятельность. Ведь пчеловодческую отрасль надо создавать заново с учётом достижений современной науки и практики многих стран. Можно привести элементарный пример. В России в 90-е годы прошлого века средний медосбор товарного мёда составлял от 7,3 до 10,5 килограмма на одну пчелосемью. А в США один пчеловод-фермер с одним сезонным помощником получили более 37,5 кг мёда за год от одной пчелосемьи. Дело в том, что они заключили договор с фермерами сельхозфирм на опыление их посевов сельхозкультур. У нас же пока хозяйство ведётся нерационально.

Ещё одна важная причина неразвитости пчеловодства — устаревшее оборудование, которым пользуются наши пчеловоды. Во всех странах уже применяют десятирамочные многокорпусные ульи на рамку 230 миллиметров. Это позволяет в 15–20 раз сократить трудоёмкость ухода за пчёлами, в 10–12 раз повысить продуктивность пчелосемей. Таким образом один пчеловод сможет обслуживать не 50–60 семей, как сейчас, а до 2500 пчелосемей.

Стоит задуматься об образовании и переучивании пчеловодов. Этим могла бы заняться Уральская государственная сельскохозяйственная академия, на базе которой стоит открыть ускоренные курсы по новым технологиям и уходу за пчёлами с расчётом на то, что к 2010 году удастся подготовить настоящих специалистов. При этом было бы неплохо учесть опыт США, Канады, Австрии, где технологии пчеловодства на высшем уровне.

Также пока нет предприятий по производству необходимого технологического оборудования. Есть лишь предприниматели, которые занимаются изготовлением инвентаря и ульев, но делается все это кустарным способом, соответственно, себестоимость высока. Если же из таких кустарных мастерских организовать производство, проблема решится.

Не хватает в области матковыводных хозяйств. Предпочтение нужно отдавать маткам среднерусской породы как наиболее продуктивным особям. Ульи же лучше всего применять те, что изобрёл уральский потомственный пчеловод Аркадий Манылов: многокорпусные десятирамочные ульи на рамку 140 миллиметров. Они приспособлены именно для уральских погодных условий, когда температура опускается до минус 20 градусов. Пчёлы тем не менее хорошо переносят зиму. Опыт членов общества пчеловодов-любителей показал, что при использовании таких ульев трудозатраты сокращаются, зато повышается производительность труда в три-четыре раза, следовательно, себестоимость мёда уменьшается.

Нам нужна помощь властей Свердловской области и в решении проблемы реализации мёда и пчелопродуктов, этим озабочены все пчеловоды. Приведу пример. Один из членов нашего общества получает каждый год по две-три тонны мёда. И он вынужден стоять всю зиму на Шарташском рынке или продавать мёд перекупщикам по 100–110 рублей за килограмм. Перекупщики же продают мёд на этом же рынке по 280–300 рублей. Так же дело обстоит и в других отраслях сельского хозяйства. На наш взгляд, нужно создать закупочные кооперативы, чтобы убрать посредников.

Попытки поднять село были и раньше, но, давая деньги селу и не создавая при этом необходимую инфраструктуру, мы ничего не добьёмся. Свердловская область имеет всё для того, чтобы начать преобразования. И мы надеемся, что наши предложения будут услышаны и рассмотрены.

Источник: