Вы здесь

Дагестан: Незаслуженно забытая отрасль. Нужен республиканский закон о пчеловодстве

Перейти к полной версии/Вернуться

Поводом написания этой статьи послужило письмо члена Совета старейшин при Президенте Республики Дагестан Магомеда Исалмагомедова, в котором он выражает сожаление о том, что в программе перспективного развития агропромышленного комплекса республики не нашли места для пчеловодства. Вся жизнь этого человека связана с сельским хозяйством, труженики села избрали его депутатом Народного Собрания Республики Дагестан. В течение ряда лет он руководил родным совхозом, а после ухода на заслуженный отдых возглавляет фермерское хозяйство, заслуженный экономист Республики Дагестан, пчеловод-любитель.

Беспокойство Магомеда Исалмагомедова понятно: пчелы дают не только мед, который имеет замечательные целебные свойства, но и работают на урожай, опыляя плодовые деревья и другие сельскохозяйственные культуры.

И вот из программы развития сельского хозяйства исчезла целая отрасль, которая дает, как выше отмечалось, не только мед, но и работает на урожай многих сельскохозяйственных культур. Впрочем, старейшему работнику АПК не раз приходилось сталкиваться с укоренившимся мнением, что хлеб, молоко и мясо – это продукты, производство которых требует постоянного внимания, а мед – деликатес. Без него можно и обойтись.

И обходимся. Но с этим Магомед Исалмагомедов категорически не согласен. В среднем на душу населения в России сегодня выходит всего 350 граммов меда, по грамму в день, самая малость, по сравнению с мировым потреблением. А кто ж не знает о пользе для здоровья и лечебных свойствах продуктов пчеловодства? Знали еще при Иване Грозном. В России тогда производилось более миллиона тонн этого «жидкого золота»! Сейчас всего 53 тысячи тонн.

Пасеки сегодня в сельскохозяйственных организациях, фермерских и частных хозяйствах представлены в основном 20-30 пчелосемьями, и только в немногих – более 100 семей. Пчеловоды разобщены, каждый в одиночку сражается со своими проблемами, такими, как слабая кормовая база, улучшение породных и племенных качеств маточного поголовья, недостаток эффективных ветпрепаратов. Да и реализовать тот же мед пчеловоду непросто. В свое время деятельность пчеловодов республики координировала пчелоконтора «Дагестан», которой руководил бывший министр сельского хозяйства Республики Дагестан Шабан Мамедов, она снабжала пчеловодов инвентарем, консультировала. Но после смерти ее руководителя система распалась, а пчеловодство как отрасль ушло из сферы интересов государства.

Об этом и многом другом Магомед Исалмагомедов говорил неоднократно с избранными народом еще будучи депутатом Народного Собрания Республики Дагестан, но ничего-таки не удалось добиться.

- В Дагестане до сих пор нет ни одного племенного пчеловодческого хозяйства. И в связи с новыми правилами для племенных организаций мы и не можем их создать, - подчеркнул он. - Для создания племрепродуктора необходимо иметь не менее 200 пчелосемей, для племзавода - 1600. Причем племрепродуктор должен на 200 пчелосемей реализовать в год 100 пчелопакетов и 2000 пчеломаток. Наша республика с ее просторами естественных пастбищ, лугов, большими площадями кормовых культур – благодатнейшее место для развития этой отрасли. По оценкам специалистов, тут можно содержать более 500 тысяч пчелосемей и получить от каждой не менее 50 килограммов товарного меда. И не только меда, во всем мире от успешного развития пчеловодства в большей степени зависят повышение урожайности кормовых культур и производство продуктов животноводства. Такой вот деликатес.

Но прошли годы, и, как заметил Зайнудин Магомедов, руководитель племенной службы республики, ситуация не улучшилась. «От чего ушли, туда же идем»... Если верить статистике, пчеловодство продолжает деградировать. Особенно заметное падение произошло в сравнении с 1991 годом: число пчелосемей уменьшилось в 3,3 раза. При этом в общественном секторе за тот же период случилось настоящее обрушение – падение в 17,3 раза. А именно на крупных пасеках были сосредоточены племенные репродукторы и пчелоразведенческие хозяйства. В настоящее время, по свидетельству Магомеда Исалмагомедова, практически на всех пасеках прекратилась селекционная работа, ухудшилось ветеринарное обслуживание, процветает бесконтрольный завоз пчел без учета районирования.

Дагестанские пчеловоды направили не одно письмо в Минсельхоз России, но там, видно, учитывают интересы в основном пчеловодов европейской части страны, откуда и завозят к нам пчеломаток.

И это притом, что дагестанским пчеловодам удалось сохранить среднедагестанскую породу пчел. Суровые условия зимы горной зоны республики сформировали устойчивый к болезням, исключительно работоспособный генофонд этой породы.

А что думают обо всем этом сами пчеловоды? Фетяли Гаджимурадов из Курахского района откровенно рассказывал, как его знакомый из селения Касумкент Сулейман-Стальского района Вели Азизов лет пять не получал меда – пчелы дохли. Летом пасеку перевозил на альпийские луга, а зимой – на равнину, к себе домой. Словом, кочевал, потом понял, что кочевать на большие расстояния невыгодно, начал засевать у себя в районе медоносы. Но чтобы пахать и сеять, нужны большие земельные участки, сельскохозяйственная техника, а у многих ли пасечников они есть?

Но главная трудность в том, что пчеловод не имеет правовой защиты: потравили пчел гербицидами, ну и что? Донник скосили вместе с пчелами – бесполезно кого-то призывать к ответу. Вышки сотовой связи наставили повсюду, и теперь «компьютер» у пчелы под воздействием радиоволн сбивается, она не возвращается в улей. И тоже – ничего!

- Нужен закон о пчеловодстве, - говорит Магомед Исалмагомедов. – Проект российского закона о пчеловодстве, по имеющейся информации, сейчас обсуждается. А почему, пока суд да дело, не начать работать над принятием республиканского закона? Ведь свои законы о пчеловодстве есть уже в Татарстане и Башкортостане.

Пчеловодство имеет высокую рентабельность – до 160 процентов. Оно выгодно. И в конце концов его возможности будут востребованы, но как бы не опоздать!

Сегодня многие фермерские и частные хозяйства занимаются пасекой, преуспевают в этом деле, расширяют свои производства, приобрели станки для выпуска вощины. У них на подворьях, помимо пасеки, непременно маленькая животноводческая ферма, и, как сами они говорят, на хлеб с маслом семьям хватает.

По мнению опытных пчеловодов, для того, чтобы семья жила за счет пчеловодства, надо держать не менее 100 пчелосемей и производить 10 тонн меда. При таких объемах пчеловод будет стремиться снимать затраты труда, внедряя современные технологии, совершенствуя кормовую базу, и производить высококачественную продукцию. Дагестанский мед когда-то отличали в мире, и, говорят, его поставляли даже к столу английской королевы.

Магомед Исалмагомедов считает, что необходимо на территории республики создать крупное объединение, которое могло бы вырабатывать передовые технологии, совершенствовать кормовую базу, внедрять новую технику, современные технологии, повышать производительность труда, использовать достижения науки в области селекции и средства борьбы с болезнями. Тогда и пчеловодам-любителям станет легче справляться со своими проблемами. Тогда и славу дагестанского пчеловодства удастся возродить.

От редакции. Сегодня, когда в условиях глобального мирового финансово-экономического кризиса высока напряженность на рынке труда, идет сокращение на предприятиях числа работников, государство поддерживает частное предпринимательство, выгодно заняться пчеловодством. На начало государство выделяет предпринимателям 60 тыс. рублей безвозмездно. Не следует упускать такой шанс.

Источник: