Вы здесь

Комментарий. Праздник в честь молока.

Перейти к полной версии/Вернуться

К существующим ныне праздникам нижегородцы добавили еще один, к тому же довольно необычный - в честь такого популярного продукта, как молоко. Правда, этот праздник не официальный, а скорее, если можно так выразиться, стратегический. В один из будних дней на площади перед зданием торгово-промышленной палаты, что находится в центре старинной части Нижнего Новгорода, с раннего утра кипела ярмарка-продажа «Праздник молока». Организована она была областным правительством, открыл ее вице-губернатор В. Иванов. А проводилось такое молочное торжище в рамках известной социальной программы «Покупай нижегородское».

Всего в первой молочной ярмарке приняли участие 14 молочных комбинатов и заводов, производители мороженого, а также сельскохозяйственные предприятия, реализующие молоко из цистерн в городах и рабочих поселках. Забегая наперед, скажем - торговали в этот день молочными продуктами на ярмарке по самым низким ценам, по сути, не выше их фактический себестоимости. Потому к палаткам выстраивались сразу очереди, продукция местных производителей шла, что называется, нарасхват. Немалую привлекательность составляло то, что такую продукцию многочисленные посетители могли тут же свободно дегустировать - продавцы щедро выставляли кефир, молоко, сливки, творог, йогурт, ряженку, масло, простоквашу на столах. А Перевозский конезавод угощал всех желающих настоящим пенным кумысом…

Доброго настроения добавляла посетителям специальная праздничная программа - выступления артистов художественной самодеятельности, разыгрывались ценные призы среди посетителей ярмарки. Ребятишек веселило костюмированное представление, где главной была кормилица-корова…

Сейчас в области действуют 68 перерабатывающих молоко предприятий, которые поставляют продукцию, способную выдерживать самую жесткую конкуренцию на потребительском рынке. Словом, местная молочная продукция нисколько не уступает по качеству завозным изделиям. Чтобы успешнее ее продвигать к потребителю, в свое время была начата в области программа «Покупай нижегородское» (о ней неоднократно рассказывалось в «КВ» и на сайте нашей газеты в Интернете). В результате таких усилий доля местных товаров на магазинных полках поднялась по отдельным группам товаров от 15-20% до 60-80%. Это же касается и молочных изделий, производимых нижегородскими предприятиями.

А что касается первой ярмарки «Праздник молока», то она оказалась весьма популярной не только у покупателей. На нее съехались представители предприятий из 18 сельских районов области, которые сумели в этот день реализовать различной молочной продукции на многие сотни тысяч рублей.

Теперь, когда этот необычный праздник молока миновал, а на молочных заводах, животноводческих фермах потянулись рядовые будни, следует подробнее сказать о тех проблемах, с которыми в последнее время сталкиваются работники молочной отрасли. К сожалению, на нижегородских фермах никак не перейдут к равномерным круглогодичным отелам коров. Казалось бы, какое это имеет отношение к нам, потребителям молока? Оказывается, самое что ни на есть прямое. Поскольку большинство отелов коров сдвинуто в хозяйствах на весну, зимой резко падает производство молока в области, зато летом на выпасах надои не менее резко возрастают. К примеру, сейчас, в самый разгар лета суточный надой молока в области достигает 1,7 тыс. тонн, тогда как в начале года он едва составлял 870 тонн.

Как говорит заместитель министра сельского хозяйства и продовольственных ресурсов А. Якимчев, молочный рынок в области постоянно «качается», ему недостает стабильности. Сейчас местные производители закрывают нужды рынка всего на 80%, потому пока ввозится из других регионов до 20 тыс. тонн молока. Но вот какой при этом наблюдается парадокс - одновременно из области вывозится 50-60 тыс. тонн молока. Надо ли удивляться, что при подобном колебании рыночной ситуации пока потребление молока в области составляет всего 230 литров в год на каждого жителя.

Добавим, что ежегодно в нижегородских хозяйствах уменьшается численность коров, которые под видом выбраковки попросту идут под нож. Хотя продуктивность стада несколько возросла, это все равно не компенсирует общего снижения производства молока.

Что касается текущего момента, то в нем, как в зеркале, отражаются парадоксы нынешнего молочного рынка. Сейчас с ферм поступает все больше молока, растет его переработка на местных заводах, но сбыт продукции затруднен тем, что в магазинах продают молоко, масло и другие продукты, завозимые из других регионов. Вовсе не секрет, что соседи неплохо дотируют своих крестьян, потому нижегородские хозяйства, лишенные такой экономической подпитки, зачастую проигрывают предпринимателям со стороны.

Конечно, нижегородцы не сидят сложа руки. Согласно новой сельской пятилетке, принятой недавно в области, производство молока в 2012 году должно возрасти до 792 тыс. тонн, прибавка составит почти треть. Такой рост связан с тем, что в последние годы нижегородцы в рамках нацпроекта ввели и продолжают вводить новые современные животноводческие комплексы, что должно поднять продуктивность в молочной отрасли. Если учесть, что до сих пор продукция местных хозяйств по качеству превосходила завозные молочные изделия, то за счет этого у нижегородцев имеется в будущем реальный шанс заметно потеснить конкурентов на рынке, занять здесь доминирующие позиции, что будет способствовать общей стабилизации в этой важной отрасли АПК.

А теперь снова вернемся на ярмарку «Праздник молока», которая хотя и проводилась впервые, но оказалась настолько популярной у нижегородцев, что к полудню кое-кто успел полностью распродать свой товар. Надо добавить, что на некоторых предприятиях просто поосторожничали, не учли особенностей ярмарочной торговли.

Вот, как говорится, живая картинка с нынешнего торжища. В «Ниве» Бутурлинского района с декабря прошлого года начали торговать молоком в цистернах, причем, делают это с настоящим размахом. Ежедневно в рабочие поселки и областной центр выезжают четыре «Газели» с прицепами, таким образом каждая машина доставляет на продажу почти по две тонны молока. В строго обусловленных местах в городах они оставляют прицепы, затем реализуют из своих цистерн молоко и к вечеру возвращаются в хозяйство. Если случаются небольшие остатки молока, то его успевают до вечера сдать на молзаводы.

На ярмарке торговала молоком этого хозяйства Г. Садова. Цена – по 20 руб за литр. Здесь же можно было купить посуду, чтобы унести молоко домой. Потому торговля молоком у цистерны шла бойко, люди сюда становились в очередь. Но вот рядом стояли такие же две цистерны из других хозяйств. Продавцы явно скучали без дела, хотя виноваты в том были сами - не позаботились о покупателях, не запаслись загодя посудой. Кончилось тем, что через полчаса обе цистерны исчезли – торговля, как говорится, «не пошла».

Продукция Городецкого завода «Молоко» и раньше не нуждалась в особой рекламе. Сейчас здесь ежедневно реализуют до 80 тонн молочных продуктов. На ярмарке около заводской палатки постоянно толпились покупатели, с удовольствием брали молоко, ряженку, простоквашу, масло, сметану, причем, все это по вполне доступным ценам. В обычное время завод реализует до половины своей продукции через два собственных фирменных магазина, а остальное сдает на реализацию в другие магазины. При этом оговаривается, что торговая наценка не должна превышать 14%, а в своих «точках» она еще ниже - всего 10%. Как рассказали работники этого завода, путь к покупателю они ищут через низкие цены на товары, потому тут больших проблем с реализацией не знают. Этому же способствует высокий авторитет завода у покупателей. Преподаватель технического университета В. Филатова рассказала, что давно уже старается покупать молочные продукты только этого предприятия. «Они не такие дорогие, как в других магазинах, а качество всегда отменное – простокваша, например, по вкусу напоминает сметану, а кефир просто какой-то целебный – если не выпью его на ночь, не засну…»,- подчеркнула покупательница.

Не меньшей популярностью пользовалась на ярмарке палатка шахунского ОАО «Молоко», где дешевые, вкусные молочные изделия шли у покупателей нарасхват. А к середине дня, когда кое-какие палатки опустели (хозяева их поосторожничали, товаров привезли немного), тут вообще пошел ажиотажный покупательский спрос. Шахунцы ничуть не прогадали, привезя солидные запасы, уезжали домой с доброй денежной выручкой. Вот краткое мнение директора этого предприятия А. Маликова: «То, что правительство организовывает такие молочные ярмарки, говорит о намерениях властей всерьез продвигать на рынок местные продукты. Поэтому надо на одном из рынков в областном центре создать постоянную такую ярмарку, для этого выделить здесь места в молочном павильоне для нижегородских хозяйств, которые смогли бы реализовать свою продукцию. Причем, по качеству она зачастую лучше привозной, в чем наши покупатели уже успели давно убедиться».

Источник: 

"Крестьянские ведомости" www.agronews.ru