Вы здесь

Когда крестьянин станет хозяином земли?

Перейти к полной версии/Вернуться

Прошло около семи лет после принятия Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного значения». Но, к сожалению, до сих пор крестьянин так и не стал истинным хозяином земли из-за несовершенства этого закона. Ныне обещана новая реформа на селе. Комитет Госдумы РФ по аграрным вопросам и Минсельхоз России подготовили законопроект о внесении поправок в принятый в 2002 году Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Замечу, что за последнюю тысячу лет в России много было земельных переделов, но землю крестьянам так и не отдали. Авось на этот раз получится. Хотя сами сельчане уже и на «авось» не надеются.

Ваучер-2

По данным Минсельхоза России, в настоящее время земли сельхозназначения в РФ составляют 406,2 млн. гектаров, из которых 220,6 млн. относятся к категории пашни. По размеру сельхозугодий на душу населения Россия входит в первую пятерку стран планеты и в 3,3 раза превосходит средний мировой показатель. Но, владея 9% сельхозугодий мира, Россия производит лишь 1,4% валового внутреннего продукта мирового сельского хозяйства. Такие данные озвучили на правительственном часе в Госдуме в апреле глава Минсельхоза России Елена Скрынник и председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Валентин Денисов.

После принятия закона в стране вроде бы появились около 12 млн. «латифундистов», которым принадлежат в общей сложности более 170 млн. гектаров сельхозземель. Но это только на бумаге. На деле за прошедшие семь лет лишь 3,5 процента бывших колхозников и рабочих совхозов оформили кадастровую государственную регистрацию прав собственности на земельные наделы.

Не хотят крестьяне получить бесплатно земельные наделы?

«Бесплатно не получается, — поясняют фермеры и владельцы личных подсобных хозяйств. Порой стоимость кадастровой оценки надела превышает 200—300 тыс. рублей, а на оформление документов уходит 12—18 месяцев, причем все это надо делать в городе. Многие крестьяне и их наследники пребывают в неведении, да и денег на оформление не наскребли. Кроме того, надо иметь в виду, что многих колхозников, которым еще 15 лет назад Указом Президента РФ выделили земельные наделы, сегодня уже нет в живых.

Наследники не могут оформить свои права. Чиновники тоже хотят кусок масла на хлеб. Получается, что в сельское хозяйство пришел ваучер-2. Обещали каждому по «Волге», а вместо нее — кукиш с маслом от господина Чубайса», - говорят крестьяне.

Что касается Дагестана, то наша республика испокон веков является малоземельным регионом. Он имеет 5027 тыс.гектаров. Из них 4297,2 тыс.гектаров земли, используемые землепользователями, занимающимися сельскохозяйственным производством, что составляет 85,5 процента общеземельной площади. Более 433 тыс. гектаров относятся к землям запаса и лесного фонда, это 8,6 процента от общей площади и 5,6 процента земель, или 296,5 тысячи гектаров занимают прочие землепользователи.

Аграрная реформа позволила создать основы многоукладной экономики в сельском хозяйстве республики, частично осуществить земельные преобразования, наметила ряд структурных изменений, касающихся места сельского хозяйства в экономике республики, состава сельских товаропроизводителей, а также отраслевой и продуктовой структуры сельскохозяйственного производства.

К началу Всероссийской сельскохозяйственной переписи в республике имелось 928 сельхозорганизаций различных организационно-правовых форм собственности. В рамках земельной реформы была проделана большая работа по ее осуществлению, усилению контроля за использованием и охраной земель, созданию системы ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель, а также по созданию правовой основы землепользования и землеустройства.

К началу Всероссийской сельскохозяйственной переписи в ведение сельских, поселковых и городских администраций, по данным управления Роснедвижимости по республике, передано более 1,12 млн.гектаров земель. Создан был фонд перераспределения на площади 182,1 тысячи гектаров, образовано более 40 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств на площади 181,4 тыс.гектаров. Более 396 тысяч семей получили земельные участки под личные подсобные хозяйства на площади более 100 тыс.гектаров. Под коллективные садоводческо-огородные товарищества получили около 100 тысяч гектаров земли. Около 150 тыс.граждан получили участки для индивидуального строительства на площади более 10 тыс.гектаров. Многие крестьяне и рабочие бывших совхозов получили так называемые земельные паи. Приведенные данные подтвердились по итогам проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи.

К сожалению, подавляющее большинство из них до сих пор не стали истинными хозяевами, то есть собственниками земельных участков по вышеперечисленным причинам.

Формально эти люди сами проворонили свою собственность.

Не вникали в законодательство, не читали газету, где был опубликован порядок приватизации земельных долей. Так что можно предъявлять к ним претензии. А представители власти превратили процесс обретения земли для «опоздавших» в бесконечную гонку по кругу, заставляя их обивать пороги столоначальников. Люди говорят: чтобы собрать доказательную базу при вступлении в наследство, надо пройти 14 инстанций, большинство из которых находится в городе. Если же срок пропущен, то этих инстанций больше, а «доказывать приходится долго и нудно, что требует недюжинной выдержки и недюжинного здоровья».

Позицию фермеров разделяет бывший министр сельского хозяйства РФ, ныне генеральный директор Центра международных инвестиций в АПК Виктор Хлыстун. «У нас не были установлены жесткие правила и правовые барьеры для нормального цивилизованного оборота земли, что привело к негативным последствиям, — считает он. — К их числу можно отнести и возникновение теневого рынка земли, и отсутствие развитой инфраструктуры, которая обеспечивала бы нормальный приток инвестиций в АПК, и отсутствие нормальной кредитной системы для долгосрочного кредитования села. Наконец, мы так и не смогли привить огромным крестьянским массам истинное чувство хозяина: став владельцами земельных долей, подавляющее большинство крестьян так и не поняли, как долями распорядиться, не осознали, каким богатством они владеют».

К сожалению, все это – сущая правда. По данным сельхозпереписи, в нашей республике около 900 тыс. гектаров обрабатываются, в том числе более 100 тыс. гектаров пашни.

Земельные доли арендуются без государственной регистрации договоров, заключенных в простой письменной форме, то есть без оформления каких-либо документов. Фактически это самозахват земли самыми различными хозяйствующими субъектами.

В результате 80 процентов доли обрабатывается без оформления прав в установленном порядке. Такая ситуация позволяет представителям бизнеса скупать земельные доли, что может привести к обезземеливанию сельскохозяйственных организаций и снижению объемов производства продукции.

Раздолье для спекулянтов

По мнению многих экспертов, из-за несовершенства законодательства коммерческие структуры продолжают широко использовать возможности для скрытой концентрации земель для спекулятивных операций. Приобретая сельскохозяйственные земли, они в основной своей массе не склонны развивать аграрное производство, а рассчитывают на быстрый рост стоимости земель путем перевода сельскохозяйственных угодий в другие категории, обладающие более высокой инвестиционной привлекательностью.

Их перевод, например, в земли поселений во много раз увеличивает рыночную стоимость приобретенного участка. Объектами агрессивных действий становятся, как правило, земельные доли. Для этого применяются различные схемы - от простой скупки по заниженным ценам свидетельств на них у граждан до преднамеренных банкротств сельскохозяйственных организаций. Приобретенные с использованием таких схем земельные участки по этим же схемам выводятся из сельскохозяйственного использования.

И получается, что лучше, когда земли приобретают городские, поскольку они берут их не для строительства жилых домов, а для извлечения прибыли на основе передачи их истинным крестьянам путем субаренды.

Созданное сравнительно недавно Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан выявило массу фактов субаренды земель. По ним принимаются кардинальные меры по недопущению впредь таких фактов извлечения прибылей, которые не имеют никакого отношения к земле.

Грядет новая реформа?

Подготовленный Комитетом по аграрным вопросам и Минсельхозом России законопроект о совершенствовании оборота земель сельскохозяйственного назначения, судя по его статьям, направлен на устранение перекосов в проводимой в отрасли реформ и в первую очередь в вопросах землепользования.

По мнению заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Геннадия Кулика, прорывов в сельском хозяйстве не произойдет, пока не будет хозяина у земли. Поэтому законопроект необходимо рассматривать в кратчайшие сроки до рассмотрения бюджета на 2010 г.

Что предлагают новые реформаторы? Упрощение процедуры согласования границ земельных участков, находящихся в долевой собственности граждан, постановки их на кадастровый учет и осуществления государственной регистрации прав на них, упрощение порядка предоставления земельных участков в аренду и собственность, на установление порядка добровольного отказа от права собственности на земельную долю.

Сами сельские жители с опаской относятся к любым инициативам. Они объясняют это так: «Если и впрямь депутаты озаботились, чтобы мужики смогли вступать в свои законные права без лишних проволочек - мы «за». Если же, как было раньше, под сурдинку заботы о хлебопашцах планируется изъять землю у одних владельцев в пользу других, то есть планируется некий новый передел, то нам все равно».

Источник: