Вы здесь

Свердловская область: Коров под нож, доярок — на улицу?

Перейти к полной версии/Вернуться

Печальная участь нависла над коллективом одной из ферм в Красноуфимске

Серьёзный конфликт разгорелся в Красноуфимске между двумя сельскохозяйственными предприятиями — ЗАО «Агрофирма «Ключики» и ГУП «Опытно-производственное хозяйство Красноуфимской селекционной станции». Самое печальное в этой истории то, что в него оказались втянуты простые рабочие — доярки, скотники. Более того, стали заложниками, причём, вместе с коровами. В настоящее время судьба и людей, и животных, можно сказать, висит на волоске.

Конфликт этот своими корнями уходит ещё в январь 2007 года. Именно тогда ГУП «ОПХ Красноуфимской селекционной станции» признали банкротом. Арбитражный суд Свердловской области назначил конкурсного управляющего — М. Главину. Однако под её руководством существенных изменений в ОПХ не произошло. Скорее, наоборот. К декабрю 2008 года на ферме кончились корма и над скотом нависла реальная угроза голода. Надои коров падали, участились случаи падежа. Накопились и долги по зарплате. Кстати, они людям не выплачены до сих пор!

Надо было что-то делать. И тогда по предложению местных властей, а также кредиторов, которых судьба ОПХ волновала особенно, решили имущественный комплекс хозяйства-банкрота передать по договору на ответственное хранение соседней агрофирме «Ключики». В результате генеральный директор этого хозяйства П. Тумасов принял 623 головы КРС, из них 270 - коров, надои которых к тому времени были ненамного выше козьих. Не остались без работы и люди. Более сорока человек перешли из ОПХ в «Ключики».

Тумасов не скрывает: заключая эту сделку, он думал о расширении своего производства.

— Перспектива просматривалась такая, — говорит он. — Взяв на хранение МТФ, мы восстанавливаем производство, выводим его на уровень рентабельности, а затем и выкупаем у ОПХ. Всё к этому и шло. И на тебе!

В четверг, 28 мая, в десять часов утра, в кабинет Тумасова вошёл человек и заявил, что прибыл по поручению нового конкурсного управляющего Р. Кильдиярова, назначенного в ОПХ. Подал требование, в котором говорилось, что необходимо вернуть имущество. Причём на всё отводилось буквально три часа. То есть процедура передачи была назначена на 13.00 в конторе Селекционной станции.

«В случае неявки, — говорилось в требовании, — имущество будет принято в одностороннем порядке».

Такого поворота событий Тумасов, конечно, не ожидал. Ещё более встревожился, когда увидел, что в хозяйство прибыла целая бригада — Кильдияров и с ним шесть крепких молодых помощников. Внешне всё это походило на рейдерский захват. Тумасов тут же поставил об этом в известность руководство города и начальника управления сельского хозяйства и продовольствия. Вскоре прибыли заместитель главы Красноуфимска В. Артемьевских и начальник сельхозуправления В. Мезин. И не зря. После обеда Кильдияров и его люди уже намеревались сбивать на ферме замки и ставить вместо них новые. Более того, провели собрание коллектива фермы, на котором объявили, что Тумасов отныне никто. При этом предложили написать всем заявления о переводе на работу в новую организацию — в Красноуфимский аграрный комплекс.

Как позже выяснилось, в несуществующий. По крайней мере, по данным райсельхоз-управления, в Красноуфимске в реестре зарегистрированных предприятий такой не значится. Поэтому писать заявления некоторые работники отказались. Мол, сперва надо бы увидеть, что за комплекс такой. Другие поставили условие: верните долги по зарплате за 2007–2008 годы (он у некоторых составляет 40–60 тысяч рублей), тогда и посмотрим.

Что характерно, Кильдияров и его помощники такие обещания дали.

— Лично я им не верю! — говорит единственный в хозяйстве дояр, кстати, с 18-летним стажем, Юрий Новиков. — И прежде всего потому, что не с того они начинают дело. Прежде чем забирать коров, надо бы кормов запасти.

Как ни странно, но этот вопрос новый конкурсный управляющий не ставит. Хотя он — главный.

— Такая нахрапистость со стороны Кильдиярова удивила и насторожила, — делится мыслями Мезин. — Мы предложили не пороть горячку, а обсудить вопрос. Просовещались целых полдня. Однако так ни до чего и не договорились.

Кильдияров, по словам Мезина, твердил одно: «Раз меня назначили управляющим, то я и должен управлять имуществом. А его, получается, у меня нет!».

Конечно, закон в данном случае на стороне Кильдиярова. И он вправе требовать своё имущество. Но для чего? Чтобы морить коров голодом?

И всё- таки переговоры с Кильдияровым не прошли бесследно. Заменять старые замки на новые на ферме его люди не стали. Кстати, все они не местные. Одни — из Башкортостана, другие — из Москвы. Сам Кильдияров — житель Уфы. В качестве конкурсного управляющего его представило некоммерческое партнёрство «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Дело», зарегистрированная в Москве.

На переговоры с Кильдияровым Тумасов прибыл уже с ответным на требование письмом. Слова к делу не пришьёшь, а письмо — уже документ. В нём, в частности, он указывает, что в связи с договором ответственного хранения на возврат имущества отводится десять дней. При этом договор не предусматривает принятия имущества в одностороннем порядке, а только с участием агрофирмы. Таким образом, дал понять, что налицо нарушения юридических норм.

Никаких объяснений на этот счёт Кильдияров не дал. В тот же день он уехал в Уфу, оставив в Красноуфимске своих представителей. Двое из них время от времени приезжали на МТФ и, не предпринимая никаких действий, просто там находились. Так сказать, демонстрировали своё присутствие.

Первого июня, когда я был на ферме, никого из них увидеть не смог. Не удалось пообщаться даже по телефону и с самим Кильдияровым. Узнав, что его беспокоит корреспондент «Областной газеты», он ответил, что говорить не может, так как сильно занят.

Тумасов считает, что затишье, которое сейчас наступило, временное. Вполне возможно, что уже в ближайшие дни ситуация может получить нежелательное развитие. А потому обратился с письмами в прокуратуру, в министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области. В свою очередь и коллектив направил в различные инстанции жалобу. Один экземпляр, под которым стоит более сорока подписей, передан в «Областную газету».

В нём говорится: «С передачей имущества в ЗАО «Агрофирма «Ключики» производство у нас стало развиваться, выросли надои молока (кстати, почти в два раза! — А.Г.), рабочие стали больше зарабатывать и регулярно получать зарплату».

И далее: «Считаем, что требования нового конкурсного управляющего необдуманны. Возможно, даже «заказные». Не понятно, что мешает Р. Кильдиярову хранить имущество и дальше в агрофирме, пока не назначены торги? Ведь сам он, живя в Уфе, кормить и доить коров всё равно не будет».

Действительно, как раз этот момент больше всего и настораживает. Ведь ферма — не завод. Сам факт передачи — дело нехитрое. А что потом? Коров надо кормить, а чем? Есть ли возможность у нового конкурсного управляющего для закупа сена, сенажа, комбикормов? Если нет, то чего он хочет?

Вот какие предположения высказал Тумасов: «В случае возврата скота весь он уже к осени будет сдан на мясокомбинат. Имущество и техника распроданы, а рабочие уволены без выплаты зарплаты».

К сожалению, такой сценарий предвидят и другие руководители.

— Мы всерьёз обеспокоены возникшей ситуацией, — говорит глава Красноуфимска А. Стахеев. — И постараемся сделать всё, чтобы не пострадали интересы города и интересы двух хозяйств. В данном случае «Ключики» страдают тоже. Наконец, растаскивание имущества ведёт к ущемлению интересов кредиторов и, как следствие, интересов государства. И вовсе не случайно, что этим делом уже заинтересовались правоохранительные органы…

Действительно, данный конфликт получил в Красноуфимске широкий общественный резонанс. Думается, не случайно. Дело в том, что как-то странно он смотрится на фоне той политики и тех действий, которые предпринимают руководители страны и области в последнее время. И президент России Д. Медведев, и председатель правительства РФ В. Путин, и губернатор Свердловской области Э. Россель неустанно говорят о преодолении экономических трудностей, призывают к активным действиям на местах, а тут им словно палки в колёса вставляют. Приезжают, можно сказать, инкогнито какие-то люди и реально начинают создавать трудности. Да что трудности, кризис настоящий! Пусть небольшой, локальный, но ведь из таких, наверное, постепенно складывается и глобальный?

Источник: