Вы здесь

Власти Узбекистана принуждают фермеров трудоустраивать население

Перейти к полной версии/Вернуться

Борьба с безработицей в Узбекистане в последнее время принимает радикальные формы. Фермеров принуждают нанимать дополнительную подсобную рабочую силу.

Борьба с безработицей в Узбекистане принимает радикальные формы. Так, в некоторых сельских регионах страны местные власти обязывают фермеров создавать в своих хозяйствах новые рабочие места, сообщает молодежное правозащитное движение "Веритас".

Благодаря этим мерам предполагается достичь более высоких показателей трудовой занятости населения и улучшить неблагоприятную обстановку в связи с массовым возвращением в страну трудовых мигрантов. Кроме того, власти стараются показать, что экономический кризис не так задел страну, как об этом говорят некоторые "недоброжелатели".

Однако, как считают наблюдатели, принуждение фермеров к найму излишней для них рабочей силы не приведет ни к чему хорошему, так как это может сделать их труд абсолютно нерентабельным. Об этой проблеме Deutsche Welle беседует с обозревателем Дмитрием Аляевым, наблюдающим за ситуацией в Узбекистане из России.

Deutsche Welle:Чем можно объяснить, так называемое, "насильственное принуждение к созданию рабочих мест"?

Дмитрий Аляев: В докладе движения "Веритас" сказано, что по устному указанию глав региональных и местных органов исполнительной власти, каждый фермер, исходя из объема земельной площади хозяйства, должен нанимать дополнительные рабочие силы из расчета, примерно, по одному рабочему на каждые 2 гектара земли. Учитывая то, что фермеры обрабатывают в среднем по 60-100 гектаров, то и новых рабочих мест каждый из них должен создать не один десяток. Вместе с тем, как говорят сами фермеры, такие новые траты им сегодня абсолютно не по силам. Во-первых, государственные закупочные цены, например, на зерно и хлопок, настолько низки, что для того, чтобы получить прибыль, фермеру необходимо при работе задействовать как можно меньше рабочих рук, а в идеале управляться силами одной семьи.

Напомним, что фермер в Узбекистане до сих пор фактически лишен возможности выбирать, какую культуру ему сажать и определенные площади он должен засеивать хлопчатником или зерном. Во-вторых, как уже сообщалось в средствах массовой информации, в этом году власти торопили фермеров с посевной, а совсем недавно в стране закончился период дождей. Осадки вымыли все семена на многих участках, так что предстоит пересев. Однако на пересев государство денег не выделяет. Делать это фермеры должны за свой счет. В-третьих, местные руководители уже давно привыкли перекладывать на фермеров заботы по социальному развитию своих регионов, то есть оплате ремонта школ, учреждений, рынков, дорог и т.д.

Как говорят источники Deutsche Welle, то же самое происходит и в городах с той лишь разницей, что там подобную повинность несут частные фирмы. В качестве же контроля за повиновением фермеров является практика принудительного изъятия земли, которая, например, имела место в октябре-ноябре 2008 года.

- Так это придумали власти на местах или это указание из Ташкента?

- Официальные власти в Ташкенте факты принуждения к созданию рабочих мест никак не комментируют. Официального приказа на сей счет тоже нет. Как говорят наблюдатели - это можно было бы назвать самодеятельностью местных властей, если бы такая самодеятельность не поддерживалась негласно правительством страны. В пользу этого говорит тот факт, что в официальных СМИ республики, в том числе и электронных, время от времени появляются сообщения о том, что тот или иной фермер или предприниматель "добровольно", например, оплатил хадж нескольким уважаемым старикам, закупил оборудование для школы, перечислил деньги детскому дому, помог с оборудованием больницы и т.д.

Как говорит источник, газеты пишут об этом с разрешения "сверху", значит это - государственная политика: с одной стороны, показывать, насколько предприниматели в стране богаты, с другой, намекать властям на местах, что к этому необходимо привлекать как можно больше людей, у которых есть хоть какие-то деньги. Другими словами, заставлять их раскошеливаться. При этом, по словам источника, такие траты по силам далеко не всем и на них с трудом соглашаются только для того, чтобы власти не чинили препятствий в бизнесе. В общем же, говорит источник, в том, что есть устное распоряжение официального Ташкента, сомневаться не приходится.

- Это может дать какой-то экономический эффект?

- Как считают наблюдатели, описываемыми мерами власти стараются показать, что экономический кризис не так задел страну, как некоторые об этом говорят, а кроме того, пытаются улучшить складывающуюся неблагоприятную обстановку в связи с массовым возвращением в страну трудовых мигрантов. Так, например, в последнее время в Ташкенте участились разбойные нападения, которые предположительно совершают вернувшиеся из России и Казахстана гастарбайтеры. Как рассказал один из столичных жителей, органы правопорядка усилили патрулирование улиц в поисках вернувшихся и не уехавших далее на свою малую родину мигрантов. Кроме того, по данным источника, возросло и количество трудовых мигрантов из областей Узбекистана в Ташкент, где заработать можно больше и легче. Но на всех работы не хватает, что и накаляет криминогенную обстановку.

Таким образом, как считают наблюдатели, за счет средств фермеров в регионах власти собираются решить множество социальных проблем: от снижения уровня безработицы, до смягчения криминогенной обстановки в столице. Однако, по мнению специалистов, это может дать совершенно обратный эффект - не выдержавшие поборов фермеры будут просто разоряться и чтобы прокормить свои семьи, сами станут превращаться в гастарбайтеров, то есть в скором времени пополнят ряды тех, кого еще недавно должны были трудоустраивать.

Источник: