«Молочный» технический регламент действует в России с декабря 2008 года. Молоко, творог, кефир и сметана из продажи ныне не исчезли. Однако и пакетов, брикетов, банок с новой маркировкой в торговых сетях республики, судя по всему, пока нет. За три года, предшествующие вступлению в силу нового Федерального закона, крупные производители, переработчики и чиновники не могли решить, каким быть «молочному» техническому регламенту. Один за другим предлагаемые проекты браковались Экспертной комиссией Ростехрегулирования. Разногласий была масса, и главным был вопрос: является ли продукт, восстановленный из порошка, натуральным? Не утихала и дискуссия по поводу того, нужен ли технический регламент в принципе. В итоге «Молочный союз России» и Роспотребнадзор разработали проект, который устроил и Экспертную комиссию, и правительство, и обе палаты Федерального собрания. 12 июня 2008 года технический регламент был подписан Президентом РФ Д. Медведевым, а 17 декабря вступил в силу. О том, как закон реализуется, на примере своего предприятия рассказывает генеральный директор ОАО Махачкалинский завод Султан Султанов.
- Суть технического регламента в том,- говорит Султан Газимагомедович, - чтобы называть вещи своими именами. Молоко – молоком, молочный продукт из сухого молока – напитком.
Что касается нашего предприятия, то мы, отказавшись от использования в производстве сухого молока, практически полностью перешли на натуральный продукт. Однако тот же технический регламент предписывает использовать сухой продукт, к примеру, в производстве йогуртов, что мы и делаем. Основа же нашего производства сегодня - натуральное сырье. Ежедневно на завод поступает около 30 тонн молока из крупных фермерских хозяйств Хунзахского, Гунибского, Кизилюртовского районов. Объемы эти увеличиваются, особенно сейчас, в сезон. Летом, мы думаем, он вырастит еще на 10-15 тонн. Технология такова, что в сезон, когда молока больше и цены ниже, мы преимущественно производим масло и творог. Произведенное замораживается, так как на рынке растет предложение,а спрос на продукцию падает. Зимой же напротив - товар реализуется, а из поступающего на завод молока главным образом производится кефир, сметана, йогурты и другие молочные продукты.
- Внедрение новых технических регламентов у Вас, судя по всему, особых проблем не вызвало?
- Ну не совсем так. Очень много было бумажной работы. Но на сегодняшний день все необходимые мероприятия по соблюдению условий технического регламента с деятельным участием Роспотребнадзором нами осуществлены. Нам пришлось в предельно сжатые сроки переоформлять техдокументацию и сертификаты соответствия на все виды продукции. С 17 декабря старые (ГОСТовские) разрешительные документы автоматически становились недействительными. Переоформление документации стоило нам немалых средств.
Тратиться нам необходимо будет еще не мало…
- А натуральное сырье дорогое?
- Проблема не только в этом. Вопрос замены упаковочного материала оказался куда более проблематичным. Дело в том, что завод заготовил упаковок на 5 миллионов рублей, а теперь они не отвечают требованиям нового закона. Хорошо, Роспотребнадзор пошел нам навстречу, нам разрешили использовать их до июля. Однако заказывать новое клише для упаковки нам все же придется. Стоит это недешево. Производители тары, пользуясь ажиотажем и тем валом заказов, который вызвали новые требования закона, и заламывают цены. Одно клише, а мы имеем возможность заказать их лишь за пределами республики, обойдется нам в 25 тысяч рублей. У нас же 35 наименований продуктов. Посчитайте сами.
Но никуда не деться - закон необходимо выполнять. На новых упаковках должен быть обозначен тот продукт, который использовался при производстве. Молоком должно называться лишь то, что произведено из натурального сырья, без добавления сухого.
- Вдобавок еще и использование более дорогого натурального сырья существенно отразится на рентабельности вашего предприятия. Цены поднимать будете?
- Рентабельность, естественно, падает. Ведь растущие расходы ведут к удорожанию продукции. Подводить итоги все же рано. Окончательный подсчет и выводы можно будет сделать лишь к концу года. Но однозначно могу заверить: заводские цены расти не будут по крайней мере до конца нынешнего сезона.
- И все же цены у Вас высокие. К примеру, продукция из Кизляра куда дешевле.
- Молочные изделия «Савушкин продукт» еще дороже. И что, покупают? Покупают. Почему? Качество хорошее. Потребитель вправе выбирать. А у каждого производителя своя ценовая политика. Мы, к примеру, считаем, что наша продукция также хорошего качества, а вот на рекламу и на маркетинговую работу у нас средств просто не достает.
А что касается «Кизлярской буренки», сырье им, наверняка, дешевле обходится. Там и хозяйства фермерские рядом, а также часть используемого в производстве молока своя, ведь у них есть животноводческие комплексы. Мы же молоко везем на завод из горных районов. Закупаем по 10 рублей за литр. Плюс большая наценка за транспорт и охлаждение. Итого оно нам обходится в среднем по 18 рублей. Потому и выходит дорого.
- Сырья для переработки в республике достаточно?
- На сегодняшний день мы недостатка не испытываем. Однако следует учитывать, что завод наш работает лишь на треть от своей мощности. Наряду с Кизлярским предприятием и еще несколькими небольшими цехами, мы, наверное, производим где-то половину потребляемой в республике молочной продукции. Остальное завозится.
Сегодня, когда проблема кредитования сельхозпроизводителя решается, необходимо также учитывать и интересы переработчика сельскохозяйственного сырья. Иначе, куда сельчанину сбывать свою продукцию? Если из некогда действующих в республике молочных заводов, а их было 13, выжили лишь несколько, да и те нуждаются в оборотных средствах и переоснащении своего производства, какой смысл наращивать поголовье и увеличивать надои? Мы же испытываем трудности в получении кредитов. Какой смысл в строительстве новых предприятий, трате колоссальных средств, когда гораздо меньшими затратами можно модернизировать старые? Мы этого понимания пока не видим, но надежд, что государство рано или поздно нам поможет, не теряем.
- И это несмотря на кризис?
- Кризис нас не затронул. И, думаю, в дальнейшем, он, напротив, приведет к пониманию необходимости развития перерабатывающей отрасли. В стране эта отрасль бурно развивается, думаю, в перспективе подобное ожидает и Дагестан.
Сегодня же коллектив завода трудится хорошо. Нет у него также каких-либо тревог и опасений по поводу кризиса. Зарплата у работников, возможно, и не очень высокая (4-5 тысяч), но все же на фоне усиливающейся нестабильности на рынке труда приличная. Да и задержек с ее выплатой у нас не бывает. Помогает то, что товар наш востребован, и в кассе предприятия всегда есть деньги. Однако этих средств, конечно же, не хватает для качественного перевооружения нашего предприятия. Делаем то, что по силам. К примеру, в прошлом году потратили порядка 9 миллионов рублей на закупку и запуск новой упаковочной линии. К нам сегодня много людей обращается, просятся на работу, но расширить свое производство мы, к сожалению, пока не можем.