ОБРАЩЕНИЕ
Аграрной партии России к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А.МЕДВЕДЕВУ
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
На заседании Государственного совета, состоявшегося 7 апреля 2015 года, рассматривался комплекс мер по созданию благоприятной среды в каждом регионе и муниципалитете по всей России для развития малого и среднего предпринимательства, формирующего экономические основы государства. Однако, вопросам развития малого бизнеса в АПК, к сожалению, не было уделено должного внимания.
Малый бизнес в сельском хозяйстве, представленный предприятиями различных организационно правовых форм, таких как КФХ, ИП, СПК, ООО, и другие, является основой аграрной экономики страны. На его долю вместе с микропредприятиями и хозяйствами населения (ЛПХ), приходится свыше 62% производства отечественного продовольствия.
Считаем, что задачи развития аграрной экономики должны предусматривать стимулирование перехода микропредприятий в разряд малого и среднего бизнеса, а хозяйств населения в крестьянские (фермерские) хозяйства. Преимущественное развитие данного сектора позволит решить вопрос продовольственной безопасности, а также сохранить территориальную целостность страны за счет комплексного развития сельских территорий.
К сожалению, сегодня имеет место тенденция уменьшения количества малых предприятий в аграрной сфере. С 2012 года по настоящее время количество крестьянских (фермерских) хозяйств уменьшилось с 308 тысяч до 216 тысяч.
Основные факторами снижения количества субъектов малого бизнеса в аграрном комплексе являются следующие:
- недоступность средств государственной поддержки, при низком уровне субсидирования постоянно растущих затрат;
- недоступность кредитных ресурсов, высокие процентные ставки и неэффективность механизма субсидирования;
- трудности со сбытом сельхозпродукции;
- сильный административный прессинг со стороны контролирующих органов, неправомерно жесткие требования и предписания, которые являются трудно выполнимыми для субъектов малого бизнеса;
Несвязанная государственная поддержка на 1 га
По итогам 2014 года субсидии на га получили 32 925 крестьянских хозяйств, что составляет 14% от общего количества зарегистрированных КФХ или 30% от тех, кто подал заявки на субсидирование. Столь низкий процент объясняется установлением в субъектах РФ избыточных требований, искусственно ограничивающих круг получателей несвязанной поддержки. В частности, от фермера требуют справки об увеличении заработной платы занятых работников, проведении агрохимических мероприятий и внесении удобрений, покупки только кондиционных семян, отсутствие фактов сжигания стерни, проведении агрономического и экологического исследования почвы, наличие задолженности по налогам, даже если это 50 копеек и т.д.
Данные действия региональных властей ставят малый агробизнес в заведомо неравные условия с крупными предприятиями, имеющими большой штат обслуживающего персонала.
Просим рассмотреть вопрос об упрощении требований по документообороту при оформлении субсидий на погектарную поддержку малыми сельхозтоваропроизводителями за счет установления единого порядка и введения запрета на дополнительные связывающие условия на региональном уровне.
Кредитование малого агробизнеса
В настоящее время малый агробизнес кредитуется по остаточному принципу. В условиях дефицита средств в коммерческих банках кредитование малых предпринимателей в АПК, которые являются диверсифицированным сегментом аграрной экономики, практически замерло.
С одной стороны, банки не торопятся выдавать ресурсы, предпочитая месяцами согласовывать заявки и выставлять требования по троекратному залогу. С другой стороны, предприниматели боятся брать кредиты, поскольку процентная ставка изначально высока, а субсидирование процентов происходит со значительной задержкой, которая может доходить до 9 месяцев.
Кроме того, фермерам трудно добиться равноправия в вопросах субсидирования процентной ставки, особенно по инвестиционным кредитам. В случае, если размер инвестиционного кредита меньше 10 млн. рублей, КФХ получить субсидию не могут.
Просим дать поручение разработать финансовые инструменты, улучшающие доступ к кредитованию сельских предпринимателей.
С этой целью предлагаем:
1) Ввести прямое субсидирование процентной ставки ЦБ РФ или коммерческим банкам с тем, чтобы сельхозтоваропроизводители получали кредиты сразу по эффективной ставке, ограничив при этом маржу коммерческих банков 3 процентами.
2) Установить квоту на кредитование малого бизнеса в соответствии с долей производимой продукции.
3) Разработать инструмент кредитования, в рамках которого ЦБ РФ предоставит коммерческим банкам дешевые связанные ресурсы на кредитование малого бизнеса в АПК под гарантию Агентства кредитных гарантий.
4) Разделить функцию кредитования малого и микробизнеса между банками и микрофинансовыми организациями, представленными сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами.
5) Учредить государственную страховую компанию, заинтересованную в гарантированном компенсационном страховании сельхозтоваропроизводителей от потерь урожая при природных катаклизмах. Это значительно снизит коммерческие риски сельских предпринимателей и повысит мотивацию коммерческих банков в кредитовании малого бизнеса в АПК.
Сбыт продукции
Неразвитость инфраструктуры сбыта вынуждает малый агробизнес реализовывать произведенную продукцию перекупщикам по низким ценам. В результате предприниматель не получает уровня рентабельности, необходимого для ведения расширенного производства и развития предприятия.
Для вывода продукции малого агробизнеса на рынок необходимо выстроить систему ее движения от поля до прилавка через организацию на муниципальном уровне инфраструктуры хранения, подработки, переработки, и фасовки сельхозпродукции. Это можно сделать с помощью потребительских сельскохозяйственных кооперативов. Развитие подобной инфраструктуры, в конечном счете, позволит повысить доходность малых сельхозпроизводителей и одновременно снизить цену на продукты питания для конечных потребителей.
При отсутствии такой инфраструктуры, создаваемые с участием средств государственной поддержки оптово-распределительные центры (ОРЦ) не будут выполнять возложенные на них функции по улучшению доступа к рынкам сбыта субъектов малого бизнеса, окажутся незаполненными отечественной продукцией и будут вынуждены торговать импортом, дабы окупить свои издержки. Негативным в данном случае является пример Агропромпарка, созданного в Казани (АПП), где интересы крупного коммерческого бизнеса пошли в разрез с интересами малых форм хозяйствования (фермерских хозяйств, крестьянских подворий, сельскохозяйственных потребительских кооперативов). В результате АПП был акционирован, а доступ малых форм хозяйствования ограничен, в связи с высокой арендной платой.
Предлагаем государственные средства, выделенные в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства на создание крупных ОРЦ перераспределить на создание муниципальных логистических центров с организационно-правовой формой «сельскохозяйственные потребительские кооперативы», а реализацию проектов по строительству крупных региональных и межрегиональных оптово-распределительных центров с участием средств господдержки начать в тех субъектах РФ, где выстроена система муниципальных логистических центров.
Также в целях улучшения доступа малых форм хозяйствования к рынкам сбыта, просим решить вопрос по упрощенной процедуре выделения площадок (земель) под строительство небольших нестационарных торговых объектов для малых производителей. Данное решение позволит вывести фермерскую продукцию на прилавки и обеспечить население продукцией по более низким ценам.
Административные барьеры
Развитие малого бизнеса на селе тормозится наличием бюрократических барьеров, связанных с излишними требованиями, проверками, предписаниями. Среди них:
- требования по установлению тахографов на транспортные средства сельхозтоваропроизводителей категории автомобилей Н2 и Н3, вступившие в силу 01.04.2015, которые в канун посевной вынуждают сельхозтоваро-производителям расходовать значительные суммы на оснащение тахографами, а не на приобретение семян и удобрений. Необходимо срочно отменить данное требование;
- обязательная сертификация продукции, введенная на основании регламента таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» №880, значительно ухудшающая финансовое состояние малых сельхозтоваропроизводителей (ХАСПП);
- ужесточенние в связи с АЧС ветеринарных норм для предприятий-свиноводов, которые являются по сути запретительными, не соответствующими международным нормам и вымывающими малый бизнес из данной отрасли сельского хозяйства;
-требование технического регламента по забою скота при отсутствии инфраструктуры мини-боен.
Тревогу фермеров вызывает возможное принятие изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (в части ограничения предельных сроков эксплуатации транспортных средств), предусматривающих введение запрета на эксплуатацию грузового транспорта старше 15-25 лет.
Кроме того, в 2015 году закончились льготы малым предпринимателям по страховым взносам в ПФР, в фонд социального страхования, фонд ОМС. Отмена льгот значительно увеличит затратную нагрузку, которая зачастую для малых предприятий оказывается непосильной.
Просим рассмотреть вопрос о снятии необоснованных административных барьеров, требований, предписаний и освобождении сельскохозяйственных предпринимателей от проверок на 3 года, а также отсрочке введения вышеуказанных регламентов на 3-5 лет.
Аграрная партия России готова совместно с Министерством сельского хозяйства РФ и другими заинтересованными министерствами, Ассоциацией крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, Союзом сельских кредитных кооперативов, принять участие в разработке соответствующего инструментария.
Председатель Всероссийской политической Партии Аграрная партия России О.В. Башмачникова
Вроде все уже партии движение. Съезды. Ассоциац. Написали будем ждать
Считаем, что задачи развития аграрной экономики должны предусматривать стимулирование перехода микропредприятий в разряд малого и среднего бизнеса, а хозяйств населения в крестьянские (фермерские) хозяйства.
А разве у нас не стимулируют переход из ЛПХ в КФХ? А как же супер ГРАНТ в 1,5 млн, этож вообще я птицефабрику открою да еще на комбикормовый завод открою.
А забой свиней на продажу только на бойне разве не стимул к переходу в КФХ. У нас например свинью забить 4000 рублей стоит. Домашней свинины уже не найдеш и соответственно свиноматок держать перестали. Во как простимулировали.
Вот еще сделают ограничение поголовья для ЛПХ и тогда в фермеры все ломанут.
Наше лпх производит 1 тонну мяса бройлеров в месяц, а фермеры соседние все в долгах заросли.
Вы мне дайте грант миллиона 2 хотя бы и через года 2 требуйте чтоб я в КФХ перешел. А то ты КФХ создай и участвуй в конкурсе. Шоу голос блин.
Со сбытом тоже проблема из за того что спрос не могу обеспечить.
Недавно по району был рейд Россельхоз надзора, так они и поехали по фермерам. Вот скажите зачем мне в КФХ? Чтоб этих дармоедов кормить. Это ж надо столько развести их: сельхоз надзор, вет надзор, сэс, потреб надзор, и еще хрен знает кто. А где же россельхоз помощь, росчиновнадзор????? Ради БОГА не надо меня стимулировать и так потихоньку перейдем когда время придет.
Грандами ситуацию не исправить и не простимулировать. Нужна программа, стратегия. А так все пустое.
Достаточно послушать сегодняшний отчет в думе.
В нашем дорогом правительстве и минсельхозе, складывается ощущение, работают люди видевшие сельское хозяйство из далека, лучше бы они нас вообще не трогали, чем помогать как получается.
Да толку с этих обращений.
У них ставка на Агрохолдинги. А не на возрождение сельской цивилизации.
Новая метла по новому метет?
лучшая помощь от всех этих помощников--НЕ МЕШАТЬ!!!