Важнейшую отрасль животноводства нужно возрождать на современной основе
Быть или не быть корове в нашей Воронежской области? Спорили об этом в недавние «глухие» девяностые годы открыто. Под этот шум кое-кто смело ликвидировал животноводческую отрасль в хозяйстве, в районе. Под плач доярок стельных бурёнок, у которых молоко текло из вымени, палками, а то и под прицелами автоматов, загоняли в мясокомбинатовские скотовозы. Крушили фермы. Из «бэушного» крепкого кирпича ставили торговые дворцы в районных городках.
Людей успокаивали: переживём в государстве рыночный «базар», корова не будет убыточной - построим новые фермы, обзаведёмся стадом. Говорили так те, кто прекрасно понимал, что коровники враз не вырастают, а хорошую бурёнку добрый хозяин холит-кохает годы.
Наше счастье - есть ещё на селе толковые головы, которые понимали и понимают: сживать с бела света корову - великий грех.
Одно из таких хозяйств - объединение-фирма «Молоко» в Россоши. Стараниями руководителя, депутата областной Думы Василия Остроушко и его команды здесь даже в малоблагоприятных экономических условиях сумели поднять молочную отрасль на должную «капиталистическую» высоту с прибыльными годовыми надоями от бурёнки до шести тысяч килограммов молока.
Кого только не приходилось в последнее время встречать на этом предприятии! Фермера из Швейцарии, делегации из благословенной Кубани, именитой Белгородской области, гостей из Белоруссии и ближней «нэньки» Украины. А недавно областной департамент аграрной политики провёл здесь большой сбор руководителей и специалистов районных служб агропромышленного комплекса. Всем, кто занимается молочным животноводством или «успешно» расстался с ним, показали, «где и как коровы зимуют с надоями пудовыми и повыше».
Пояснения - от Остроушко. Вопросы тоже - к Василию Ивановичу и его помощникам.
- Однозначно, ни фирме - так называем молочный завод, – ни сельской ферме друг без друга не жить. Пролетариям и крестьянам надо объединяться. Сообща, вместе «веники вяжем» уже лет десять. Сейчас в крестьянско-заводское объединение входят сам завод, три акционерных сельхозпредприятия. «Берег» в селе Терновка Россошанского района имеет лицензию племенного завода. Есть ещё «Россошь-сад» с небольшой молочной фермой в коровниках старого типа. В соседнем Ольховатском районе воскресло на развалинах животноводческого комплекса и заявило о себе акционерное общество «Шапошниковка молоко». Общее стадо в хозяйствах - 1110 коров.
Изначально эти подразделения существуют как самостоятельные коллективы. Правда, «колхозное голосование» кончилось. Поскольку денежные кредиты на возрождение и развитие животноводства берут под поручительство фирмы, то она владеет «решающим» пакетом акций. Экономикой здесь правит хозрасчёт.
Подчеркиваю, говорит Остроушко, современные технологии промышленного производства молока осваиваем в старых стенах. Новых коровников не строили. А прежние после реконструкции - не узнать. Они даже лучше новых приспособлены к решению технологических задач.
Содержим дойное стадо круглый год на стойле и беспривязно. По удою коровы распределены на группы и находятся в просторных загонах - зимой под крышей, а летом – на открытых площадках.
- Вместо прежних ясель-кормушек - кормовой стол. Кормоцех на колесах – это миксер. По рецептам зоотехника в бункер засыпаем силос, сенаж, сено, комбикорма. В считанные минуты готовится сечка-смесь. Раздаём ее механически. Дежурный лишь следит за ЧИСТОТОЙ на кормовом столе.
В коровнике лишь две электролампочки, горят они только по ночам. Днём в корпусе светло - как днём. Установили новый «световой конёк» с вентиляцией.
Между коровниками размещён доильный зал. Сюда на дойку одновременно запускаем 24 коровы. Управляются тут две доярки. Они – как в смотровой обложенной светлым кафелем «яме». Работают не сгибаясь, в полный рост. Одна из «пистолета» теплой водой омывает вымя бурёнке, протирает его отдельной салфеткой. Другая подключает доильный аппарат. Прошли по кругу сотни коров - подоены, ухожены.
- Зал – собственной конструкции. Сделали заводские мастера из отечественных материалов. Надёжные доильные аппараты выпускают наши «оборонщики». Аппараты – в три раза дешевле, но не уступают зарубежным.
Счётчики сделали для нас в Москве, дешевле импортных в десять раз, точнее b показатели.
Молоко парное по трубопроводу, не соприкасаясь с воздухом, перекачивается сразу же в охладитель. Обратите внимание на этот бак-титан. Газ-фреон, принявший тепло молока, подогревает воду для доильной площадки.
Обошелся нам доильный зал в шестьсот тысяч рублей. Тогда же в сельхозартели «Марьевская» Ростовской области осваивали схожий американский – по цене в десять раз дороже. На второй ферме они разместили «россошанский» зал. Мы изготовили и смонтировали оборудование, помогли обзавестись доильными аппаратами. В хозяйстве остались довольны: отечественный цех в «разы» дешевле, в работе не уступает «иностранцу».
В нынешнем году Воронежская энергосбытовая компания ударила по рукам тех, кто старается сохранять и развивать животноводство, - на 40-60 процентов в январе повысили цены на электроэнергию. После волны возмущений «перегибы» в каждом конкретном случае изучаются и разрешаются на взаимоприемлемых условиях.
Что интересно, в схожих ситуациях, а она не первая и не последняя, Остроушко и его команда не только негодуют. Проблемы пытаются разрешать «мозговым штурмом».
Где, к примеру, есть резервы экономии той же электроэнергии?
В водоснабжении - фермы, села. Привычная картина. Из глубинной скважины электронасосами качают воду в напорную башню, откуда она по трубопроводам растекается к потребителям. Сегодняшние технологии более просты - башня вычеркнута из этой схемы. Устанавливается частотный преобразователь. Этот «умный» аппаратик регулирует подачу воды. Сберегая электроэнергию, он поддерживает нужное давление воды в сетях. Подобные «частотники» устанавливают на вакуумных насосах доильных агрегатов, на заводском оборудовании.
Электродвигатели больше не крутятся вхолостую.
В неблизкую Башкирию ездили не кисель хлебать. Увидели, пощупали руками, убедились - дело стоящее. Теперь у себя на заводе мощный холодильный цех из аммиачного превратили в фреоновый. Этот газ более безопасен, очень экономичен при получении холода. Замена оборудования ежедневно сберегает до двух тысяч киловатт электроэнергии.
На заводе осваивается автоматизированная информационно-измерительная система коммерческого учета расхода энергии за любой момент - минуту, час, сутки, месяц, год.
...На областном семинаре самое важное и интересное сообщение для гостей Остроушко приберег «под занавес».
- По поручению областного Департамента аграрной политики к середине лета в хозяйстве «Россошь-сад» мы построим площадку для одновременного доения 16 коров. В типовом коровнике, каких ещё немало сохраняется на селе, отработаем нашу промышленную технологию производства молока для небольшого стада в 200 коров. Это пилотный проект, по цене доступный для большинства хозяйств.
Ибо, устанавливая в коровниках молокопроводы с переносными доильными аппаратами, убеждён, впустую тратим средства, зарываем деньги в песок. Так затраты на производство молока никогда не уменьшим, они будут только расти.
Ведь получаем немалые кредиты на строительство крупных молочных комплексов. Покупаем дорогое импортное оборудование. Покупаем за рубежом скот. Как обычно, первое время на новостройке проблем нет. Хозяева получают субсидии на закупленное оборудование, племенной скот. Им возвращают налог на добавленную стоимость. А позже, когда нужно возвращать кредиты, начинаются серьёзные проблемы как у хозяйства, так и у банка. Молочное животноводство не столь «скороспелое», как свиноводство или птицеводство. Хочешь не хочешь, здесь затраты окупаются годами, так как в себестоимости молока половину затрат занимает амортизация. Этот экономический термин означает: перенос-погашение стоимости основных фондов по мере их износа на вырабатываемую продукцию.
Чтобы оживить отрасль, нам сейчас важно строить молочные фермы или комплексы с меньшими затратами, чтобы они реально были окупаемы.
Вы убедились, наши коровы не хуже европейских, заокеанских. Как их вырастить - не скрываем. Приезжайте, учитесь.
Будет у нас дешёвым молоко - подешевеют и молочные продукты.
Остроушко поддержал заместитель председателя Правительства, руководитель Департамента аграрной политики Воронежской области Анатолий Спиваков :
- Высказанные сегодня предложения заслуживают поддержки. Вместе мы сможем возродить животноводство. Это святая задача и для областной, районной власти. Нас, чиновников, государство содержит, потому и обязывает не самоустраняться от производственных проблем, а держать руку, что называется, на пульсе, знать ситуацию и управлять ею компетентно на любом предприятии. Будем буксовать – нас просто «отодвинут» другие ЛЮДИ.
– Надо не аргументы искать в свое оправдание - почему намеченное не исполнено. Надо находить варианты исполнения принятых решений, - подчеркнул Анатолий Александрович.
...Спустя дни, на фермах и в фирме «Молоко» снова принимали рабочую делегацию из Воронежского государственного технического университета. Учёные предлагали схемы автоматизированного управления предприятиями с единого диспетчерского пульта для уменьшения потерь электроэнергии. Раскрывали преимущества биологического топлива.
- Есть идея и для вашего «пилотного» коровника. Возможно, она покажется странной. Ферма – под горой, а на холме можно установить ветровой электродвигатель. Дует ветер - вы включаете собственную электростанцию, отключаетесь от сети.
Василий Иванович взял в руки чертежи-схемы.
- Подумать стоит!.. А что, вспомним, деды-отцы поумнее нас были, мельницами-ветряками зерно мололи.